5 ноября 2012 - концерт Мирей Матье в БКЗ "Октябрьский" в Санкт-Петербурге
Классический французский шансон берёт своё начало в кабареточных представлениях конца 19-столетия. Belle époque европейской цивилизации, ещё не знающей глобальных войн и техногенных катастроф: «Мулен-Руж», Тулуз-Лотрек, молодые импрессионисты, Мистингетт и кафешантаны, только что построенная и вызвавшая ожесточённые споры Эйфелева башня… Самое подходящее время для создания реалистического «городского романса», который со временем и стал шансоном в современном понимании.
Вообще, французский шансон – явление крайне многогранное уже хотя бы потому, что разграничить его с эстрадной песней довольно трудно. Не существует чёткого академического определения, почему Жак Брель – это классический шансон, а, скажем, Джо Дассен – уже эстрадная песня. Отличия одного жанра от другого довольно условны, а многие авторы и исполнители успешно работают и в том и в другом направлениях, не считая границу между ними чем-то незыблемым.
К таким исполнителям относится и легендарная Мирей Матье, в этом году отмечающая юбилей – ни много ни мало сорок пять активной творческой деятельности! Хотя можно сказать и «пятьдесят лет» - если вести отсчёт с 1962-го года, когда юная Мирей, которой не исполнилось и шестнадцати, выступила на конкурсе художественной самодеятельности в родном городе – исторически примечательном, но совершенно провинциальном Авиньоне. Попытка сия, впрочем, закончилась ничем – конкурсному жюри юная дебютантка не приглянулась.
Однако крохотная (153 сантиметра ростом) француженка, как выяснилось, помимо чарующего голоса обладала удивительно мощной силой воли и целеустремлённостью. Неудача ничуть её не обескуражила, как и безрезультатное выступление в следующем конкурсе. И вот о Матье наконец заговорили: победив в очередном певческом соревновании, она выступила по национальному телевидению.
Минута славы наконец пришла, и теперь важно было, не выпуская из рук синицы, поймать и журавля. Сделать это было не так просто: критикам не очень понравилось большое сходство (а скорее, сознательное копирование) голоса Матье и вокальной манеры великой Эдит Пиаф – то, на что изначально и делалась ставка. Матье сразу же без тени сомнения распрощалась с подражанием «Воробушку» и принялась оттачивать собственную певческую манеру. Некоторая преемственность, конечно, всё-таки ощущалась – но попробуйте-ка назвать французскую певицу-шансонье, на которую не оказало влияния творчество Пиаф?
В России Матье желанная гостья чуть ли не с первых её шагов в мире музыки. В СССР она впервые приехала уже на втором году профессиональной карьеры, а в перестроечные времена дала знаменитую серию концертов в Москве и Ленинграде. В постсоветскую эпоху, когда пал «железный занавес», уже и вовсе не было никаких преград – Россию Мирей стала посещать ещё чаще. Особенно приятно то, что в каждой стране, где Матье выступает (а поездила она немало), певица старается непременно спеть песню на языке оригинала – у нас её выбор падал на «Очи чёрные» и «Подмосковные вечера».
Подробнее про концерт Мирей Матье в Петербурге можно найти на сайте www.peterburg.biz. Там же представлена афиша других событий, список достопримечательностей Санкт-Петербурга и много другой интересной информации о городе.
5 ноября 2012, 19:00
Большой концертный зал "Октябрьский"
Лиговский пр., 6
(812) 275-13-00