Старый год свой виток завершил, новый год о себе возвестил!
В стародавние времена хакасский народ понимал движение времени как вращение: рождается и умирает день, рождается и умирает год. Весна воспринималась как время кардинальных перемен в природе: пробуждение к жизни растительности, вскрытие рек, что как бы повторяло картину сотворения мира. Чтобы ускорить этот процесс, хакасы совершали обрядовые действия, посвященные началу года – Чыл Пазы. Старейшины подводили итоги года прожитого, ставили перед родом задачи на новый. Первый Чыл Пазы был проведен 22 марта 1994 года республиканским научно-методическим центром народного творчества. В последующие годы велась пропаганда по внедрению данного мероприятия в планы учреждений культуры городов и районов республики, а уже в 2004 году под руководством Совета старейшин родов хакасского народа Чыл Пазы праздновался повсеместно. В древности он проводился на горе, а в субботу, 22 марта, «пуповиной» праздника стал центр стадиона «Саяны» республиканской столицы. Особенностью недавно прошедшего праздника является то, что вместе с первыми лучами восходящего солнца стартовал 12-летний цикл, который по хакасскому календарю начинается годом Мыши.
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ
С раннего утра на площади у стадиона «Саяны» задымились костры, поднялись остовы юрт. Это делегации от городов и районов Хакасии, в том числе и саяногорцы, готовились к приему гостей. В назначенное время Ульгень (Белый Старец) пригласил делегации принять участие в шествии по направлению на западные трибуны стадиона. Считается: шествие очищает землю и приводит ее в гармонию к возвращению чаянов – духов. Зрители, занявшие места на восточных трибунах, видели перед собой объекты для праздничных ритуалов, ориентированные в сторону восходящего Солнца. Восток - символ рождения новой жизни, положительной энергии, поэтому в направлении востока организаторы выложили большой, «чистый» ритуальный костер. Запад связан с закатом Солнца, уходом человека в мир предков. На западной стороне выложили костер в форме колодца для сожжения черных лент-чалама с узелками для избавления от духов невзгод. В центре выстроили помост, установили коновязь, священные березки, алачыхи (конусообразные юрты), столы для праздничного угощения. И вот над стадионом поплыл сильный и чистый голос ведущей: Когда из небесных стран на родную землю вернулись Сорок птичьих родов, одаренных крылами, Когда из весенних лесов золотая кукушка Подала чистый голос свой, Когда Старый год свой виток завершил, Тогда Новый год о себе возвестил!
РИТУАЛ СОЗДАНИЯ НОВОГО МИРА
Вперед вышел Алгысчы-благословитель с факельницей для окуривания дымом богородской травы и его помощники – боги утреннего, полуденного и вечернего Солнца в белом, красном и синем одеяниях, а также бог Ночи в черном костюме. Перед обходом сторон к восточной березке привязали ленту. Совершая со словами благословений полный круг вслед за Алгысчы, участники церемониала протянули ее через остальные березки, зримо воспроизведя схему замкнутого пространства, имеющего границу: залог стабильности, устойчивости Нового мира. Зазвучала жизнеутверждающая хакасская мелодия, под звуки которой на помост вышли почетные гости - Главы администраций городов и районов республики, а впереди всех Председатель Правительства Республики Хакасия Алексей Лебедь. Многие из руководителей, например, Главы муниципальных образований город Саяногорск Леонид Быков, Аскизский район – Абрек Челтыгмашев и некоторые другие – в хакасских национальных костюмах. Право открыть Новый благополучный год предоставили первому руководителю республики. - Изен, - обратился к народу Алексей Иванович. Однако не только популярное приветствие, но и весь последующий, далеко не лаконичный, монолог Лебедя прозвучал… на хакасском языке. Трибуны по достоинству оценили искусство общения Председателя Правительства и ответили ему продолжительными овациями. Эстафету утверждения гармонии в республике продолжили: от Совета старейшин родов Хакасии – Петр Воронин, Глав муниципальных образований – Абрек Челтыгмашев.
РИТУАЛ ОЧИЩЕНИЯ
По мировосприятию хакасов, полдень – самое благоприятное время для ритуала очищения. Подняв свои черные ленты, почетные гости подошли к костру-колодцу и, двигаясь по ходу Солнца, бросали чалама в пламя – провожали невзгоды уходящего года, приводили в порядок, очищали ближние и дальние земли республики.
РИТУАЛ КОРМЛЕНИЯ ОГНЯ
Огню также приписываются свойства очищения и защиты. Дух Огня представляется у хакасов в образе женщины – Матери дома, охраняющей жилище и самого хозяина. И вновь отправились гости по ходу Солнца, но теперь вокруг восточного костра, бросая в его чрево кусочки мяса и брызгая айраном, благодаря за сегодняшнее благополучие народов Хакасии и высказывая просьбы о приумножении счастья. После угощения Солнца и духов начались взаимоблагословления, которые осуществлялись через разбиение крашеных яиц. Крашеное яйцо – символ Умай – означает, что год завершился. Издревле человек представлялся в оболочке-коконе забот прошлого года, и символическое вскрытие этой оболочки - напутствие на новый годовой виток жизни.
РИТУАЛ ПОВЯЗЫВАНИЯ ЧАЛАМА
По обычаю хакасского народа, повязывая на березку разноцветные чалама, можно заложить новое счастье. Однако при этом следует обращаться с просьбами к божествам, Истине, высшему Разуму. И на этот раз почетные гости под звуки колокольчиков сосредоточили свои мысли на самых заветных мечтах – «ради жизни, чтоб не прекращалась, ради жилища, чтоб не разрушалось».
РИТУАЛ ВРУЧЕНИЯ ТЕСЕЙ
Под фанфары Петр Воронин отметил талантливых представителей хакасского народа и торжественно вручил им премии в номинации «Человек года», а также Чалбах тес (обереги). Ритуал украсил и придал значимость родовому празднику.
КОНЦЕРТНАЯ ПРОГРАММА
На помост одна за другой выходили творческие группы городов и районов Хакасии. Солисты, вокальные и танцевальные коллективы, самодеятельные и профессиональные драматические актеры являли зрителям свое мастерство. Саяногорцы представили литературно-музыкальную композицию, с чем блестяще справились ведущие Галина Седельникова и Олег Салдыгашев, а также народный ансамбль русской песни «Весна» под руководством Лидии Крашенниковой в составе Артема Пересунько, Александра Бобина, Ольги Гер, Ирины Юдиной, Ирины Ульдановой и Владимира Крашенникова. Как итог, творческий коллектив стал обладателем Диплома третьей степени.
ФИНАЛ ПРАЗДНИКА
Алгысчы провозгласил: - С Новым годом! С новым счастьем! Разнесите благожелания в дома ваших родственников и друзей. Допоздна на площади у стадиона «Саяны» было многолюдно. Народ наслаждался искусством мастеров сцены, изучал убранство юрт, лакомился блюдами хакасской кухни, приобретал на память праздничные сувениры, предметы декоративно-прикладного творчества. Люди с удовольствием посещали юрту саяногорцев, где их неизменно доброжелательно встречали Майя Можевикина и Зоя Тюкпиекова. Пожалуй, и хозяйки у нашего костра – Надежда Тимонина, Галина Чаркова, Елена Саражакова, Галина Головина, Людмила Федоренко, Раиса Кочергина, Юлия Емцева, Надежда Старикова, Надежда Красничкина и их помощники Антон Саражаков и Анатолий Чиченин - были самыми приветливыми и хлебосольными. …Еще один Чыл Пазы ушел в историю. Какие выводы напрашиваются? Организаторы смогли сохранить дух праздника, его традиционное значение, красиво выстроили и украсили обряды. Возрожденный церемониал встречи хакасского Нового года получил признание и любовь народов Хакасии.
Нина Богатырева Газета "Саянские ведомости"
Всякие пьяные..это нечто!!!