Грозит ли нам энергетический кризис или вопросы к СШГЭС
Мы уже привыкли, приходя домой или на работу, пользоваться электрическими приборами и не мыслим своей дальнейшей жизни без электричества. И только когда нас жизнь сталкивает с проблемой отсутствия тока в сети или другим событием, связанным с энергетиками мы мало-мальски начинаем понимать, что производство электроэнергии - это титанический труд, требуемый от людей, работающих в этой области больших усилий и четких, конкретных знаний. Чем же сегодня живут энергетики Саяно-Шушенской ГЭС, мы поинтересовались у заместителя исполнительного директора ОАО «Саяно-Шушенской ГЭС имени П.С. Непорожнего» - Александра Васильевича ИВАКИНА.
-Александр Васильевич, на какой стадии идет подготовка Саяно-Шушенской ГЭС к зимнему периоду, и готова ли она на сегодняшний день перенести зиму?
-Подготовка к зиме нашего сооружения и всего энергетического комплекса ведется в соответствии с планом, который был намечен еще в конце прошлого года. Практические мероприятия почти все выполнены. Уже на этой неделе к нам приезжает центральная комиссия по проверке, должен быть подписан акт готовности нашего сооружения к работе в зимних условиях. В соответствии с приказом Гидро ОГК и РАО”ЕЭС России”, проверка будет проведена и результат будет известен уже на следующей неделе.
-То есть, комиссия должна определить, готова или нет?
-Мы считаем, что ГЭС к зиме готова, но это лишь наше мнение. Порядок предусматривает, наличие центральной комиссии, которая проверяет все проводимые нами мероприятия, чтобы выявить мелкие недочеты, если таковые, конечно же, найдутся. Комиссия будет работать, практически, всю неделю, проверять все области нашей трудовой деятельности. Готовность гидротехнических, механических сооружений, электрическое оборудование, схемы управления, готовность персонала к работе в зимних условиях, в общем, по всем направлениям По окончании проверки, так же как и в прошлом году, будет подписан документ, который подтверждает, что мы готовы к работе в зимних условиях.
-Повлиял ли как-нибудь прошедший паводок на целостность самой плотины?
-Прошедший паводок наше сооружение отработало нормально. В общем, у нас никаких экстремальных отклонений не было. То что происходил стремительный набор воды, так к этому мы были готовы, так как сооружение проектировалось и строилось с учетом таких капризов Матушки-природы. Станция рассчитана даже на большее, и на сегодняшний день, тот поток воды, который она на себя приняла, не является максимальным ее пределом. Сооружение, в целом, вело себя нормально, в данное время мы проводим обследование водобойного колодца - как на нем сказался сброс воды, и уже по результатам обследования будет проведено специальное совещание, где и подведутся итоги. Предварительно можно сказать, что водобойный колодец вел себя в штатном режиме.
-Сейчас идет много разговоров по поводу тех зон, которые были подтоплены. Собираются даже подавать в суд на СШГЭС. Как вы прокомментируете данную ситуацию?
-У нас, кроме информации из прессы пока ничего нет. Наши представители, в частности, главный инженер А.Н. Митрофанов участвовал на совещании, которое проходило в Красноярском крае, проводил его губернатор Красноярского края А.Г. Хлопонин. По результатам совещания был составлен протокол, где различным службам поручено разобраться в причинах того, что практически произошло, и уже после этого разбирательства будут, как говорится, «развешивать медали» - кому за что. Сегодня возникает целый комплекс вопросов, по которым работает прокуратура Красноярского края и Хакасии, выясняют почему пострадали люди. То ли это вина самих пострадавших, которые самовольно, в нарушение всех норм и правил возводили в зоне подтопления всевозможные постройки, проводили обработку земель или же это были нарушения, допущенные административными органами районов и городов, которые давали людям разрешения на подобное строительство без учета того, что есть ограничения, которые установлены законодательным образом. Вот поэтому сегодня пока идет рассмотрение этих накопившихся вопросов. На сегодняшний день существуют вопросы, касающиеся незаконченности защитных сооружений города Минусинска в целом. Эти сооружения не введены в том проектном объеме, в котором планировались на период строительства. Проводится объективный анализ, кто же те люди, организация или общества, которые должны была закончить эти работы, но не завершили до конца. Причин - огромная масса, вот пусть специалисты и разберутся. После того как они проведут окончательный анализ, тогда уже и будут приниматься, какие-либо решения. Во времена Советского Союза в нашем государстве существовали ведомства, министерства, которые сегодня в России просто прекратили свое существование. Отдел водохранилища при крайисполкоме, который проводил очень большую работу по строительству защитных сооружений г Минусинска, тоже был ликвидирован. В ходе этой ликвидации произошла передача части функций от крайисполкома городской администрации Как эта передача состоялась, насколько качественна была, где оказалось оборудование, которое покупалось для доведения работ, какие работы были переданы, какие не переданы, кто за что отвечает? Сегодня во всех этих многочисленных вопросах пытаются разобраться специалисты, и я думаю, что в скором времени мы на них получим ответы.
-Получается, что строить защитные сооружения на сегодня просто не кому?
-В принципе, не то что не кому, в целом, поручение дано, но как их строить, в каком объеме, какая последовательность строительства, и какое финансирование, пока до конца не всем ясно. Многие сегодня пытаются сказать, что вот есть Саяно-Шушенская ГЭС, которая и должна за все это дело платить. Мы считаем, что этот вопрос поставлен не совсем тактично. Почему Саяно-Шушенская ГЭС, как акционерное общество, должна выполнять те функции, которые возлагались ранее на другие организации, в том числе и государственные? Подменять их и вести финансирование мы можем только в том случае, если государство, а мы на сегодняшний день имеем федеральный статус, будет закладывать расходы на эти цели в стоимость электроэнергии. С другой стороны, государством и государственным законом предусмотрена оплата водного налога – это довольно значительная сумма, и 50% от величины этого налога должна расходоваться на обустройство береговой линии реки. Мы своевременно перечисляем водный налог, как это и положено, а уж как он расходуется - это дело тех людей, которые компетентны в этом вопросе и должны его контролировать.. К нашему сожалению, мы не можем отслеживать перераспределение водного налога, и не знаем, куда он дальше от нас идет. Раньше он оставался в регионах, сейчас его централизованно собирает государство. По какому принципу идет распределение собранных денег, могут рассказать только те органы, которые этим занимаются. Возможно, у них есть более важные, более проблемные места на территории субъектов Российской Федерации и уже тот, кто отвечает за это определяет, куда направить собранный налог. Мы к распределению налоговых сборов отношения не имеем. А сказать, что все проблемные вопросы должна финансировать станция, повторюсь, на наш взгляд не совсем корректно.
-После прошедшего паводка ГЭС извлекла для себя какие-нибудь уроки, и, если в будущем будет такая же ситуация, то станция будет действовать также или будет как то по-другому распределен уровень воды, чтобы уменьшить подтопление?
-Мы действовали в строгом соответствии с правилами и порядком ведения работ, которым у нас все регламентируется. Другое дело, что мы здесь тоже попали в ситуацию, когда информационная база у нас оказалась недостаточно точной. По тем договорам, которые мы заключили с Гидрометеоцентром, он должен предоставлять прогнозные материалы по ожидаемому объему воды поступающего в наше водохранилище..Прогноз был дан но с ошибкой, ошибкой достаточно серьезной. И мы, пользующиеся их сведениями, не могли предусмотреть, что за такое короткое время произойдет такой приток объема воды. За 103 года наблюдения такого на Енисее не отмечалось, но такие прогнозные варианты при проектировании сооружения были предусмотрены. Сооружение может принимать достаточно большой объем воды и сбрасывать его. К этому готовы и плотина, и люди, поэтому все было проведено в штатном режиме. Если в последующие годы аналогичная ситуация будет повторяться, то она будет проходить один в один, как в этом году. Все разговоры о том, что мы в мае должны были начинать сбрасывать воду вхолостую - это просто глупости, потому что в мае вода находилась на самой низкой отметке. Мы обязаны были концентрировать и собирать сырье для дальнейшей работы. Осадки, которые прошли, были неожиданны и для нас и для диспетчерского управления, которое ведет наш режим. В этой ситуации мы сработали нормально, как я уже говорил в штатном режиме, для нас ничего сверхъестественного и не решаемого в этом году не было.
-На недавней пресс-конференции в администрации города Саяногорска говорилось о том, что СШГЭС выделяет деньги на строительство очистных сооружений города. Это вынужденная мера или спонсорская помощь?
-Здесь можно смотреть под разными углами. Самое первое - это то, что мы живем здесь и нам не безразлично какие, отходы, после бытовых нужд, уходят в стоки реки Енисей. Мы понимаем, что ниже нас водозаборные сооружения Майна, Саяногорска и других населенных пунктов. На сегодняшний день очистные сооружения поселка Черемушки требуют ремонта. Проблема есть и требует немедленного решения.
К сожалению в городской казне на выполнение работ по реконструкции и ремонту очистных денег нет и Администрация города обратилась к нам с просьбой оказать финансовую поддержку.
Руководством СШГЭС было принято решение просьбу городских властей удовлетворить.
Работы на очистных сейчас ведутся, и по моим данным, первый этап этих работ уже близится к завершению.
-Анатолий Борисович Чубайс в своем недавнем интервью сказал, что с первого января будут повышены тарифы на электроэнергию. Можно поинтересоваться, с чем это связано?
-Анатолий Борисович тарифы не поднимает. Для нас это обоснованная политика государства, о которой мы, как энергетики, просто рассказываем. Сегодня уже во многих регионах создался энергодефицит. Раньше все любили говорить, что у нас в Сибири электроэнергии просто навалом. Жизнь показывает обратное. Энергетики уже давно говорят, что необходимо вкладывать деньги в реконструкцию и модернизацию старого оборудования, замену его на более современное и надежное, в расширение источников производства электрической энергии. Но тот темп роста энергопотребления, который идет сейчас во многих регионах, а, особенно, в европейской части России вызывает крайнюю озабоченность. Многие столкнулись с тем, что потребитель говорит: «Дайте мне электроэнергию», - а ему отвечают, что негде ее взять, и при этом начинают отказывать нарождающимся предприятиям малого и среднего бизнеса. Расчеты показывают, что если ситуация кардинально не изменится, то уже в ближайшем будущем Сибирь и наш регион в частности, может столкнуться с проблемой энергодефицита. Поэтому, государством разработаны долгосрочные программы, связанные с введением новых мощностей производства электроэнергии. Что касается гидроэнергетики, то РАО России удалось доказать на уровне правительства что сегодня необходимы новые энергоисточники.
Разработаны среднесрочные и долгосрочные программы, которые реализовываются. Но чтобы строить, нужны деньги должен быть определен источник финансирования. Эти деньги должны поступить или из стабилизационного фонда государства или это должны быть деньги инвесторов, которых пока достаточно тяжело привлечь, хотя переговоры и привлечение денежных средств уже ведется. Сегодня мы уже получаем деньги по программе, составленной совместно с РУСАЛом. Ведутся переговоры с СУАЛом о совместном строительстве на Дальнем Востоке ГЭС и завода по производству алюминия; есть ряд других предложений, которые прорабатываются. Комиссия закончила свою работу Обществу выдан паспорт готовности к работе в осенне-зимний период 2006-2007года.
Беседовал Евгений Твардовский
...ох и ушлый вы народ,
ажно оторопь берет,
всякий мнит других уродом
несмотря...
(с) Л.Филатов