Ымай – в двух шагах от разгадки
Много еще в мире мест, где происходят интересные, необъяснимые наукой вещи и не последнее место в этом списке занимает Саяно-алтайский регион со своими еще нехожеными тропами и до конца неизученными коренными народами. В последнее время очень сильно возрос интерес исследователей к республике Хакасия – территории которой до сегодняшнего дня очень редко касались руки разных ученых и которая хранит очень много загадок и тайн. Недаром еще Гитлер, ища разгадку зарождения человечества, обращал свой взор на Саяно-Алтай.
Прежде чем начать наши дальнейшие исследования горы Ымай (именно так и никак больше звучит на хакасском языке имя богини плодородия и деторождения) и поиска шаманской пещеры в нашей небольшой кучке энтузиастов шли горячие споры с какого отрога следует начать подъем и какие области горы могут быть наиболее благоприятны для возникновения природной пещеры. Так и не придя к единому мнению, было решено, что решение примем, когда прибудем на место. Сколько разговоров было с момента последнего путешествия, предположений, проложенных виртуальных маршрутов, но теперь стоя у подножия, вся группа пребывает в некой растерянности. Вывожу всех из «ступора» начинаем подъем по правому отрогу через единственное «лысое» из-за скал место. Расчет должен быть верен, хотя подъем должен быть не из легких. Начиная подъем, выходим сразу на поляну, имеющую желто-белый цвет из-за засилья здесь интересного растения похожего на ковыль. Двигаясь по этому пушистому, природному полотну получаешь подарок в виде огромных, пушистых и довольно мягких на ощупь бахил. Они почти в считанные минуты облепляют твою обувь. Впечатление потрясающее, но двигаться с таким великолепием намного труднее и поэтому приходится каждый раз очищать свои ботинки, чтобы идти дальше. Продвигаясь выше, угол подъема начинает увеличиваться, значит скоро так называемое «лысое» место, где запланирована очередная стоянка и небольшое исследование. Если следовать логике то именно там и должна находиться искомая нами шаманская пещера.
Когда подъем начинает напоминать уже скалолазную вылазку и приходится не идти, а ползти, вверх пробуя ногой каждый камень, чтобы не сорваться вниз, мы выбираемся на первую полку, с которой открывается великолепный вид на Енисей а впереди «лысое» место до которого еще надо ползти. У всех возникает необъяснимые ощущения и мы понимаем что цель близка. Но где? Определить невозможно. Сама гора имеет такой сложный рельеф, что исследовать здесь нужно почти каждую каменную ступень, что является довольно сложной задачей из-за того, что их здесь множество и подойти к каждой требует много усилий.
Сидя на полке, начинаешь понимать как мы мелки в этом бренном мире. Человечество из века в век пытается постичь множество тайн и загадок, связанных с мирозданием. Только таким способом мы все делаем? Открываемое очередным исследователем место, через некоторое время становится достоянием большинства туристов, которые даже не задумываются, что это место является неотъемлемой частью связывающей мироздание и тот народ, который множество веков назад поклонялся этому месту. Поклонялся не из-за того, что боялся проявлений матушки природы, а потому что имел знания, которые мы, люди 21-го века, считаем ошибочными, или утратившими свою роль в жизни человека. Чтобы понять, постичь то где мы находимся, нужно себя ясно представлять, что мы от него хотим. Проникнуться, слиться с ним в одно целое, почувствовать его дыхание. Тогда и придет осознание того, что оно собой представляет и что оно потребует взамен за знания, которые ты получишь.
Исследования полки, высота которой примерно метров 300 никаких результатов не приносит, и мы двигаемся дальше, а если точнее то почти ползем. На самой верхушке «лысины» находим следы пребывания человека. В скале красуется воткнутый шест с привязанной к верхнему концу тряпицей, которой уже не один год. Кто и зачем оставил этот знак – непонятно. Но чем дальше мы удаляемся от первой полки, приближаясь к вершине горы, тем все слабее становится непонятное чувство непознанного и все больше тянет назад.
Сколько раз поднимаясь на Ымай за два года исследований всегда возникала одна проблема. Или вода, которую мы с собой поднимали, заканчиваясь или ее невозможно было пить из-за того, что живительная влага готова была закипеть и потому жажду не утоляла. Вот и в этот раз, поднявшись на вершину и разбив там лагерь, воды во флягах осталось совсем немного, да и времени, потому как ближайший ручей находится у подножия восточного склона и если не поторопиться, то можно не успеть до сумерек. Ночевать в тайге было бы неосторожно, а блуждать по ночи ища лагерь бесполезная трата времени. Но мы верим, что Ымай нам поможет, и начинаем спуск. Пробираясь по непроходимой тайге только часа через три мы поняли что заблудились. Всех начинает одолевать легкая паника. На исправление ошибки уже нет времени да и оставшаяся вода уже закончилась. Не оставь нас Ымай в час трудный с потребностями чрево утоляющими. Делаем небольшой привал что бы обсудить создавшуюся ситуацию а когда все замолкают погружаясь в свои мысли до нашего слуха доносится тихий шум ручья, который как, оказывается, бежит всего-то в каких-то десяти шагах от места где мы остановились. Радости нет предела. Кажется, я начинаю понимать жителей пустыни – сберегающие каждую каплю живительной влаги.
Больше ничего интересного в этой экспедиции не произошло, если не считать что гора после нашей последней встречи очень изменилась. Чувствуется, что после первой публикации пещерой шаманов интересовались не только мы. Уже позже, беседуя с одной из потомков алтайских шаманов, я для себя выяснил, что на горе Ымай существует три пещеры. Одна из них именно та, которую я ищу, но для непосвященных людей путь туда запрещен. Ходят туда только те, кто достиг определенного уровня сознания. В свое время в эту пещеру приходили шаманы и замуровывали живьем себя в стенах дабы отойти от этого мира и вечно пребывать в нирване.
Существует еще одна легенда с центром земли – мифической горой, согласно одному из вариантов шаманской традиции, связывают люди свои надежды на продолжение рода. На ее вершине, где обитали предки охотников, восточнее молочного озера и растущего из «Пупа земли и неба» золотого тополя, находилось невидимое для глаз Красное озеро. В нем обитала огромная рыба – Керр балык, во внутренностях которой хранились «души» - зародыши животных и детей. Через свое дыхание рыба передавала их хозяину земли Йер-су, а тот – духам, обитающим в юрте.
В ходе исследований тайны горы Ымай мы натолкнулись еще на одну загадку, которая я думаю будет нами раскрыта в ближайшее время. Группа саяногорских энтузиастов. Обследовала гору малый Ымай которая находится сразу же за большим Ымаем и по своему строению и расположением отрогов они почти идентичны. Так вот. У подножия малого Ымая были найдены наконечники от охотничьих и боевых стрел, а так же предметы быта. Все находки были бережно перевезены и переданы в Минусинский музей, где в скором времени должны их датировать. Но не это нас заинтересовала. Больше всего нас привлекли круги, которыми отмечен каждый отрог. У основания каждого отрога имеется три круга чем-то напоминающие символику знамени мира. Высотой они не больше полуметра и покрыты дерном, так что наталкивает на мысль о древности возникновения этих символов. Пытаясь докопаться до истины истории возникновения столь старинных кругов. Мы задавали вопросы многим специалистам, но в ответ всегда получали только удивленные взгляды и пожимание плечами. К нашему большому сожалению, это лето нас погодой набаловало и запланированные заранее исследования, раз за разом приходилось откладывать. Только целеустремленных любит удача – кажется, так звучит известная в народе истина. Нас удача тоже не обошла стороной. В ходе проходимых в Хакасии празднеств посвященных дням тюркской письменности и культуры было запланировано мероприятие под названием Май-Тааг, то есть совершение ритуала поклонения богине Ымай, пропустить такое мы себе просто бы не простили.
Евгений Твардовский
Бан...
ну ты и дурак!!!!
Нехорошему megakaras, который спамит где не надо...