АМАЙ ТУРА – непознанное где-то рядом…
В давние времена древние люди священным называли все то, что не могли объяснить. Солнцу, лесу, воде, земле трепетно поклонялись и оберегали, считая, что все что нас окружает, имеет свою душу так же как и человек, и сколько бы ни спорили светлые умы, по сей день доказать или опровергнуть это представление о мире не может никто.
У древних, да и у нынешних, хакасов существуют свои священные места, куда приходят они поклонятся своим древним богам, открыть частицу себя и попросить у духов исполнения заветных желаний.
Гора Амай Тура как раз одно из тех мест, куда стекались хакасы поклонится богине плодородия и деторождения Амай (Умай, Ымай).
Одни шли просить урожая и сочных трав на своих пастбищах другие - рождения здоровых и сильных детей. Женщины же, которые были бесплодными, просили исцеления от своего недуга.
Но задачи, которые ставила перед собой мини-экспедиция на гору Амай Тура, были другие. Мне уже в течение года не давала покоя услышанная история одного из местных исследователей о том, что где-то в этой горе имеется древняя пещера, куда приходили шаманы и исполняли свои обряды. Будто бы там, в советские времена, происходили всякие невероятные вещи, люди, побывавшие в этой пещере, сходили с ума или просто пропадали бесследно. И поэтому, чтобы не пугать народ, ее взорвали. Правда это или нет, оставалось загадкой, но не проверить мы просто не могли, прихватив при этом, кроме палатки и всяческой снеди, разноцветных ленточек, дабы задобрить богиню Амай и горных духов, якобы обитающих там.
Вот-то чего я ждал так долго! Подножье священной горы - тут может случиться что угодно, и потому первая ленточка уже висит на березе с заверением наших добрых намерений. Как оказалось, гора не так проста, как кажется издалека. Когда поднимаешься, вершина начинает приближаться - еще один бросок, и мы ее уже достигнем, но все это просто обман: за очередной полкой скрывается другая или резкий спуск вниз, и угол подъема увеличивается. Помню, как долго смеялся, когда мы попались в очередную ловушку. А может, нас просто проверяли, готовы ли мы к познанию того, что веками хранила гора.
Четыре часа подъема, и вот она, долгожданная вершина. 860 метров над уровнем моря. Небольшая ровная, лесистая площадка, с которой открывается умопомрачительный вид на великолепие Енисея и горы Бос-Таг, когда-то славившейся своими рудоносными жилами.
Короткая передышка со знаменитым таежным чаем быстро восстанавливает наши силы. Лагерь решено разбить прямо здесь, на вершине, предварительно, не забыв привязать цветные ленточки, которые мы оставляли по всему пути следования.
Первые обследования близлежащих скальных выступов привели нас к разочарованию. Горы очень старые, да и сама структура камня наводит на мысль, что пещера - очередной миф, но сдаваться никто не собирается, и мы продолжаем свои поиски. Где-то часа через два находим глубокую расщелину, которая ведет в глубь горы, влезть туда не возможно из-за узкого прохода, свет упирается в кажущуюся бездонной темноту. Минут через пять нахождения возле расщелины у всех начинает сильно болеть голова, а от прикосновения к камню, лежащему возле выхода, создается впечатление, будто ты находишься под небольшим напряжением электрического тока. Может, вот оно то, что мы искали. После некоторых исследований и споров отказываемся от этой мысли. Пережитое ощущение прикосновения к чему-то непознанному постепенно угасает. Ни за чтобы не поверил, если бы сам не почувствовал. Все присутствующие рассказывают то же, что ощутил я. Недаром хакасы считают гору священной, здесь что-то есть, к чему мы еще не готовы.
Дальнейшие исследования приводят к тому, что нам удается сфотографировать небольшую пещеру на одном из выступов, но найти ее и заглянуть туда, мы так и не смогли, проблуждав два с лишним часа на предполагаемом месте ее нахождения.
Кто был в горах, тот знает цену воде, да еще когда беспощадно жарит солнце и принесенная влага превращается в кипяток, а тут перед твоим взором течет такой прохладный Енисей. После недолгого совещания решено: обследовать противоположный склон горы, спустившись к подножью, где нам рассказывали местные энтузиасты, можно найти ручей.
Джунгли отдыхают… приходится пробираться через заросли папоротника и иван-чая ростом с человека.
Вот подножье, но ручья не видно; спасибо добрым лесорубам, которые встретились на пути и указали нужное направление. Восторг от воды просто неописуем… оказывается, как мало человеку надо для минутного счастья и как много значит то, что нам дано природой.
Обратно идти оказывается тяжелее, сказывается усталость, да и термосы с водой дают дополнительную нагрузку. Солнце уже почти село, и где-то на середине пути мы начинаем плутать по причине потери направления. Перед взором, по мере подъема, постоянно возникают каменные "стены", которые приходится обходить.
- Помоги нам, Амай Тура!
После того, что мы увидели в следующие минуты, перестаешь верить в случайные совпадения. Перед нами, в нескольких метрах, на дерево, садится сова. Начинаем приближаться к ней, чтобы сфотографировать (потому как для фотовспышки далеко). Она начинает перелетать с дерева, а случай такой упустить не хотелось. Минут тридцать "охоты" за заветным кадром к результатам не привели, зато вывели нас к лагерю.
До трех часов ночи в лагере никто не мог уснуть, все делились полученными за день впечатлениями. При этом кормив огонь остатками пищи, как это положено у тюрков. Гору окутывал плотный туман.
- Плохо, что не удастся нам взглянуть на ночной Саяногорск, - вздохнули мои спутники.
Вот вам еще одно "совпадение". Через несколько минут показались огоньки Красного Хутора, и туман быстро рассеялся, открыв нашему взору все великолепие нашего города.
Утром нас разбудили птички, которым приглянулись наши палатки. “Лесные будильники” решили попробовать их на клюв, тем самым подняв весь лагерь. Пока мы разжигали костер и готовились к утренней трапезе, белки нас развлекали игрой в догонялки. Да еще две огромные, крупные птицы поднялись из травы, прямо у ног. Амай продолжала удивлять. Мы будто бы слились с окружающей нас природой, мир с его надуманной суетой перестал существовать, подарив нам минуты истинного наслаждения.
Цели нашего путешествия мы не достигли, но поклялись вернуться, исследовать те отроги, которые еще не успели.
До свидания, Амай Тура, и спасибо за все!
Евгений Твардовский
P.S. Особую благодарность хочется выразить работникам саяногорского музея, моим коллегам-журналистам и всем энтузиастам, которые помогли нам в данном мероприятии.
В давние времена древние люди священным называли все то, что не могли объяснить. Солнцу, лесу, воде, земле трепетно поклонялись и оберегали, считая, что все что нас окружает, имеет свою душу так же как и человек, и сколько бы ни спорили светлые умы, по сей день доказать или опровергнуть это представление о мире не может никто.
Автор: Евгений Твардовский
Может быть, отсюда и происходят корни язычества - невозможность объяснить и осознать явления природы вылились в поклонение им. Если подходить к этим явлениям с библейской точки зрения о сотворении всего сущего, то тогда всё станет понятным. В начале было Слово... По Слову сотворены небеса и всё воинство их... Природа сотворена Творцом. Как и человек. Человек - венец творения. Всё создано для человека, чтобы он управлял миром.
Ну например у всех язычников какие только есть имеется творец, а после него боги рангом ниже.
Библейская точка зрения принесла что-то новое? В описательной части нет, но ввела новую категорию РАБ БОЖИЙ вместо СЫН БОЖИЙ, последнюю категорию занял Иисус Иосифович, Остальное население этой планеты пришлось перенести из категории СБ в РБ
Как-то так.