ГРЕЦИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну? Прежде всего, Греция привлекает туристов разнообразием возможностей. Здесь есть чистое море и хорошие пляжи, красивая природа, огромное количество знаменитейших исторических памятников, множество развлечений. Плюс – «меховой» шопинг в качестве дополнительной выгоды или даже основной цели поездки.

Кто едет? Туристы самых разных возрастов и сословий: от пионеров до пенсионеров. Значительный процент «греческих» туристов – люди, впервые выбравшиеся за границу.
У каждой курортной области – свой «профиль». Халкидики, один из самых популярных курортов страны с богатыми экскурсионными возможностями, уникальной природой и достаточно сильной гостиничной базой лучше всего подходит для семейного отдыха. А греческие острова, из которых наиболее «раскрученными» на российском рынке являются Крит, Родос, Корфу и Миконос, привлекают молодежь и обеспеченных людей постарше.

Особенности отельной базы: Классификация отелей в Греции не по «звездам», а по категориям: Deluxe, А, В и С. Гостиницы категории Deluxe соответствуют (условно) пяти «звездам», А – четырем, В – трем, а С – двум. Под «экскурсионку» обычно предлагаются отели категории. В и. С – простые, без излишеств, городского типа, но кондиционер и телевизор есть практически всегда. Отельная база в районе Афин слабее, чем на других курортах. Сейчас в преддверии Олимпийских игр 2004 года идет серьезное обновление большинства отелей.

Особенности сервиса и обслуживания: Сервис вполне четкий, туристов хорошо обслуживают, в том числе – на экскурсиях. Единственная отрицательная особенность – «южная неторопливость», характерная, впрочем, для всего курортного Средиземноморья.

Особенности пребывания в стране: Очень дружелюбные люди, сочетающие европейский стиль жизни и менталитет с южным радушием и гостеприимством. К русским туристам относятся доброжелательно как к давним союзником и единоверцам.

Основные причины, по которым возникают претензии: Никаких проблем с «экскурсионной» не бывает, однако стоит отметить, что отдых на материке – преимущественно для семей, а на островах – для всех категорий (особенно для молодежи). Большинство претензий связанно с неудовлетворенностью уровнем отеля: ожидания не совпадают с реальностью.

ЕГИПЕТ
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Египет – самое недорогое круглогодичное пляжное направление, хорошая возможность отдыхать с детьми, доступный и очень красивый дайвинг (у Красного моря – фантастический подводный мир).

Кто едет?
Клиенты среднего достатка (в Хургаде контингент попроще).
По возрасту, наверное, меньше всего пожилых, в основном молодежь (студенты), путешественники среднего возраста (чаще с семьями и детьми).

Особенности отельной базы:
Если клиенты вам дороги, отправлять их стоит только в 4-5 звезд, в Хургаде 3* точно брать нельзя. Типичные «пляжные отели», в основном на первой линии, конечно, маловато зелени, редко бывает анимация на территории.

Особенности сервиса и обслуживания:
«Не подмажешь – не поедешь» девиз сервиса в Египте. Обслуживание в отелях и ресторанах, как правило, «замедленное». Важная ремарка: Шарм-эль-Шейх более европеизирован, соответственно и сервис в нем получше. Отели мировых цепочек в Египте выгодно отличаются лучшим качеством обслуживания.

Особенности пребывания в стране:
К русским относятся хуже, чем к итальянцам, французам и немцам, отличительные особенности – неторопливость, постоянное ожидание подачек, пристальное внимание к женщинам (если не подавать повода, то на этом дело и закончится). В целом стоит пользоваться правилом «кнута и пряника», иногда надо наорать, иногда – дать денег.

Основные причины, по которым возникают претензии:
Проблемы с обслуживанием в гостиницах. Следует заранее предупреждать туристов о необходимости купания в специальных тапочках, если вы отправляете их в отель, где вход в море осложнен кораллами.

КИПР
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
В стране высокий уровень цивилизации, высокая степень безопасности, благожелательное местное население.

Кто едет?
Крайне мало туристов с детьми (всего около 10%). Одна большая группа – молодежь, вторая – от 45 лет и старше. Кипр в основном – повторная поездка либо рекомендация знакомых, впервые выезжающих в эту страну всего 15%. Сюда едут уставшие от отдыха в Турции и ищущие разнообразия, жаждущие не видеть соотечественников и те, кто уже однажды побывал на Кипре.

Особенности отельной базы:
Представлены все варианты классификации отелей: от апартаментов до 5*, причем даже 2* будут приличного уровня и с кондиционером. Как таковой анимации в отелях нет. Единый стандарт для отелей одного уровня, только 5* гостиницы имеют определенное разнообразие.

Особенности сервиса и обслуживания:
Уровень сервиса очень высокий. Идеально чистые номера, качественное питание, хотя и ограниченное количество блюд (без «разносолов»), на «ресепшн», как правило, есть русскоговорящие сотрудники.

Особенности пребывания в стране:
Русских на Кипре любят, причем «в любом виде», к туристам относятся очень внимательно. В качестве примера можно привести ситуацию, когда прокатный автомобиль подкатывает к перекрестку, и все участники движения приостанавливаются, пропуская эту машину, так как понимают, что для туристов правосторонние движение может быть непривычным.

Основные причины, по которым возникают претензии:
Дороговизна страны, если человек к ней не подготовлен или не рассчитал свои возможности. «Дешевых» туристов на Кипр лучше вообще не отправлять: они могут оказаться чужими на празднике жизни и поэтому чувствовать себя неловко. Не нужно отправлять на Кипр любителей отелей 5* в Турции с системой «все включено» и анимацией, а также больших любителей достопримечательностей.

ПОРТУГАЛИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Португалия – красивая страна с богатейшей историей. Пока что она не относится к массовым направлениям, поэтому её выбирают люди, которые после Турции, Испании или Франции хотят чего – то новенького, «неисследованного» в Европе.

Кто едет?
Едут люди чуть выше среднего класса, туристы с деньгами, в основном старше 35 лет. Все больше туристов едет в район Лиссабонской Ривьеры – откуда удобно взять машину напрокат и все посмотреть, а также на Мадейру. Обеспеченная молодежь выбирает Алгарве, который по активности и насыщенности ночной жизни в июле-августе может посоревноваться с Ибицей. MTV регулярно проводит на дискотеках Алгарвы международные вечеринки.

Особенности отельной базы:
В основном преобладают отели 4-5* высокого уровня. 99% из них предлагают завтраки, полу-пансион очень редок, all inclusive нет. Это объясняется тем, что в стране очень обширная, вкусная и разнообразная кухня: туристы предпочитают попробовать побольше всего разного в разных местах, а не питаться в отеле со шведского стола.

Особенности сервиса и обслуживания:
Сервис на высоком уровне, его можно охарактеризовать словом «интеллигентный». Португальцы обслуживают без гонора, но и без подобострастия. Если клиенту что-то нужно, они всегда постараются это сделать «по максимуму».

Особенности пребывания в стране:
Португальцы относятся ко всем очень доброжелательно. Русских туристов не выделяют среди остальных, тем более, что наши путешественники ведут себя вполне достойно. Будем надеяться, что футбольные матчи с участием российской сборной на предстоящем Чемпионате Европы не изменят это положение вещей.

Основные причины, по которым возникают претензии:
Претензии очень редки. В страну не бывает очень дешевых туров, и португальцы стараются максимально удовлетворить потребности туристов.

ТУНИС
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Относительно мягкость характерных «мусульманских» ограничений, талассотерапия с ценами ниже европейских и с тем же качеством, отсутствие визы, непродолжительный перелёт, гармоничное сочетание экскурсионной программы и отдыха.

Кто едет?
Люди среднего (и немного выше) достатка, так как отдых недорогой, в большинстве своем – женщины (по двум причинам: внимание мужчин и талассотерапия).

Особенности отельной базы:
Большинство отелей – европейского класса, большие зеленые территории, почти всегда первая линия моря, талассотерапия в некоторых отелях.

Особенности сервиса и обслуживания:
Русскоговорящего персонала в отелях мало, уровень сервиса приемлемый: обслуживание хуже, чем в Европе, но лучше чем в Египте. Медлительность в обслуживание – характерная черта.

Особенности пребывания в стране:
Свой отпечаток на менталитет аборигенов наложило длительное пребывание в качестве французской колонии, поэтому население более прилично, чем в других арабских странах. Оно достаточно дружелюбно, очень низкая преступность

Основные причины, по которым возникают претензии:
Медузы в августе могут несколько испортить отдых, некоторых женщин коробит пристальное внимание мужчин. Стоит предупредить туристов о том, что дайвинг и шопинг в Тунисе вряд ли окажутся особенно впечатляющими.

ТУРЦИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Выгодное соотношение «цена-качество», красивая природа, хорошие пляжи, большой выбор отелей. Любой турист может найти то, что ему нужно – и высокий европейский класс, и экономичный вариант отдыха. Турция – страна, в которую возвращаются несколько раз.

Кто едет?
Абсолютно все категории отдыхающих: и по возрасту, и по достатку, и по предпочтениям.

Особенности отельной базы:
Турки одними из первых стали продавать all inclusive и его разновидности: ultra all inclusive, elegance all inclusive и т.д. Отели есть всех категорий, они могут очень сильно различаться качеством обслуживания даже внутри одной категории. Большинство имеет собственные пляжи и находятся на первой линии. На второй линии, как правило, только «трешки», но не все. Лежаки бывают платными, если пляж взят в аренду отелем, но это, опять же, только у некоторых «трешек».

Особенности сервиса и обслуживания:
Сервис на хорошем уровне, присущая всем южанам неторопливость у турков выражено в меньшей степени. В целом, качество обслуживания прямо пропорционально уровню отеля или ресторана, хотя бывают и отклонения в обе стороны.

Особенности пребывания в стране:
К российским туристам – в целом ровное отношение, немцев (европейцев) любят больше. К положительным качествам аборигенов можно отнести южное жизнелюбие, к отрицательным – производное от него же: повышенное внимание к женщинам.

Основные причины, по которым возникают претензии:
Бывают претензии к сервису в «трешках», а в Аланье - и в «четверках». Много претензий традиционно вызвано «вольностями» туроператоров, заселяющих туристов по прилету в другой отель вместо заказанного.

ИТАЛИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну? Италия предоставляет отличную возможность за неделю посмотреть основные достопримечательности страны, заказав «экскурсионку». Многих привлекает возможность скомбинировать отдых и экскурсии. В стране очень богатая «экскурсионка» и красивая природа, много отелей, хорошо развита инфраструктура: большое количество ресторанов, баров, дискотек, хорошие возможности для лечения и шопинга.

Кто едет? На экскурсии едут туристы, интересующиеся искусством или просто желающие посмотреть страну, студенты-гуманитарии (для них посещение страны – хорошее дополнение к образованию). За пляжным отдыхом едет самая разнообразная публика: от школьников до пенсионеров. Многие бизнесмены едут на выставки. «VIP – туристы» едут на острова, отдых на которых дороже, чем на материковой части.

Особенности отельной базы: Для экскурсионных программ: значительная часть отелей – европейские «три звезды», максимально простые, не везде есть кондиционеры. В общем - необходимым минимум для нормального размещения. Для пляжного отдыха: отели на любой вкус. От экономичных до шикарных, есть виллы, апартаменты. Опять же, не все «трешки» на побережьях имеют кондиционеры. Есть отели на первой, второй и третьей линии пляжа.

Особенности сервиса и обслуживания: Большинство отелей предлагают завтраки или полупансион. В курортных городах – много мест, где поесть, поэтому полупансион заказывают нечасто (кроме того, разница по деньгам между заказанным полупансионом и ужинами «в свободном режиме» нет). На «экскурсионке», как правило, полупансион уже включен в стоимость: это удобно, так как после целого дня экскурсий туристы, как правило, ужинают и сразу идут отдыхать (только молодежь находит силы на ночные вылазки во время экскурсионного тура). Завтраки - континентальные или буфет, без горячего, ужины – по меню, с обслуживанием за столиками. Обслуживание хорошее, экскурсионные группы быстро расселяют и кормят.

Особенности пребывания в стране: При всем гостеприимстве итальянцев у них процветает воровство (мотоциклист, сдернувший сумочку с плеча зазевавшегося туриста – привычная картина). Но при этом всегда помогут – подскажут или проводят до искомого места. Русских много, аборигены к ним благожелательны, на всех маршрутах есть русскоговорящие гиды. Итальянцы темпераментны и активны, однако во время сиесты никто ничего делать не будет.

Основные причины, по которым возникают претензии: Иногда возникают проблемы с посещением галереи Уфицы и предварительного стояния в общей очереди. Как уже было сказано, не везде есть кондиционеры (или есть, неисправные). Бывают накладки при пересечении нескольких групп в ресторанах – тогда ожидание может продолжаться до 40 минут. Порой вызывают неудовольствие очень насыщенные экскурсионные программы, особенно когда жарко и трудно ходить на экскурсии. Из-за пробок на дорогах автобусов может опоздать на экскурсию.

БЕЛЬГИЯ
Из-за чего туристы выбирают страны Бенилюкса?
Сюда едут, чтобы соприкоснуться с «классической» Европой: Голландия – либеральные нравы и множество развлечений, Бельгия – центр демократии всей Европы, Люксембург – просто очень красивая страна.

Кто едет?
Немало путешественников пожилого возраста, туристов из регионов, бывают детские группы. По уровню доходов – «средний класс», возраст – от20 до 50.

Особенности отельной базы:
Типичные городские отели, в номерах как правило, есть и телефон и мини-бар. В Голландии отели похуже, в Люксембурге – самые хорошие, в Бельгии – средние. В Бенилюксе представлены знаменитые мировые цепочки от 28 до 58, но частных отелей – большинство. Их стоит выбирать хотя бы для того, чтобы почувствовать местный колорит.

Особенности сервиса и обслуживания:
Сервис – вполне на уровне (единственно, в Голландии при расселении возможны проволочки). Общее правило таково: чем меньше страна, тем четче работают в магазинах, отелях и во всей сфере обслуживания.

Особенности пребывания в стране:
В Голландии к туристам наиболее доброжелательное отношение, а люди тут свободные и раскрепощенные за исключением жителей Гааги), люксембуржцы – люди «правильные» и рациональные (и довольно сдержанные в общении с любыми туристами), а бельгийцев в Европе считают «тугодумами». К русским туристам в странах Бенилюкса относятся ровно (так как наши эмигранты еще не образовали тут общин и не набедокурили).

Основные причины, по которым возникают претензии:
Кого – то в Голландии шокирует свобода любви и наркотиков (но все же большинство из-за этого же сюда и едет). Ночные переезды в автобусных турах доставляют неудобства, с которыми не все готовы мириться. В Люксембурге иногда возникает недовольство по поводу отношения местного населения к туристам, а Бельгия нравится всем без исключения.

БОЛГАРИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Близость к России (и территориально, и в плане языка, менталитета, кухни), отсутствие языкового барьера, благоприятные климатические условия и роскошные пляжи. «До кучи» - наличие неплохой экскурсионной программы. Радует и недолгий перелет.

Кто едет?
Молодежь и семейные пары (зачастую с детьми), ищущие недорогой отдых. С детьми едут на солнечный берег, в Приморско, лагерь Кранево, молодежь и активные семейные пары – в основном на золотые пески: там повеселей. Заметная тенденция последнего времени – все больше и больше едет обеспеченных туристов.

Особенности отельной базы:
Много реконструированных, обновлений отелей, с европейским стандартом номеров и хорошей инфраструктурой. Резко снижается процент «двушек» - после реконструкции им присваивается большая категория. Соответственно, снижается число вариантов дешевого отдыха. Некоторые отели сносят полностью, и на их месте строят «пятизвездники», процент которых сейчас растет очень резко. У многих отелей появились бассейны, детские площадки. Появляется все больше отелей, работающих по системе all inclusive (сейчас их около 10%, но цифра растет). На всех курортах появляются аквапарки высокого уровня, ночные клубы, казино, стрип - клубы. Все больше отелей включают телевизор, холодильник в стоимость проживания (раньше них брали дополнительную плату).

Особенности сервиса и обслуживания:
Отели обновить проще, чем менталитет людей, поэтому в болгарских «пятерках» сервис пока не пятизвездочный. Но в целом болгары гостеприимны и внимательны к клиентам. Питейные заведения, как правило, работают до последнего клиента.

Особенности пребывания в стране:
Многое делается для русских (например, есть меню на русском), к нашим туристам – хорошее отношение. Но туристы №1 все же немцы, так как они вкладывают много денег в местную отельную базу.

Основные причины, по которым возникают претензии:
В основном туристы недовольны низким уровнем обслуживания и питанием в отелях.
Издержки 2пост – советского менталитета»: не надо отправлять в страну тех, кто по - прежнему не считает Болгарию заграницей – могут остаться недовольны. В разгар сезона бывают переселения из одного отеля в другой, чаще всего это происходит при бронировании 2*

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Страна «действующей монархии», с богатейшей историей и культурой, запечатленной в достопримечательностях и реликвиях мирового значения.

Кто едет?
Обеспеченные туристы возрастом от 30 лет, часты повторные поездки. Как правило, это семейные пары с высшим образованием.
Особенности отельной базы:
В «малозвездных» гостиницах номера маленькие, достаточно скромный сервис, часто в умывальниках отелей ниже 3* нет смесителей (из-за экономии воды). Впрочем, к отелям 4* и выше это не относится

Особенности сервиса и обслуживания:
«Средний» европейский сервис, но все корректно и вежливо. В Лондоне работает не более десяти аккредитованных русскоговорящих гидов, зато в их компетентности и глубочайшем знании страны можно не сомневаться (получить аккредитацию очень тяжело, для этого нужно, успешно пройти несколько сложных элементов).

Особенности пребывания в стране:
Англичане – удивительно спокойные и уравновешенные люди. Всегда могут найти дорогу и извинятся, если наступят на ногу. Какого – то особого отношения к нашим туристам не наблюдается

Основные причины, по которым возникают претензии:
О маленьких номерах и относительной дороговизне следует предупреждать туристов заранее.

Норвегия
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Норвегия более интересна летом (фъорды и т.д.), Дания же – круглогодично, так как это экскурсии по Копенгагену и пригородам (замки, королевский дворец).
Норвегия – уникальная природа, Дания – отличная экскурсионка.

Кто едет?
Зрелые (и пожилые) люди, которых интересует благополучная Европа.

Особенности отельной базы:
В странах разнообразные отели (в целом уровень – несколько выше французского), есть свои скандинавские цепочки. В отелях почти обязательная сауна и достаточно простой, но обильный «шведский стол».

Особенности сервиса и обслуживания:
Скандинавы предупредительны и пунктуальны. Проблем с сервисом не возникает.

Особенности пребывания в стране:
Аборигены достаточно гостеприимны, норвежцы с интересом смотрят на российских туристов (особенно в северных регионах – для них россияне еще «в новинку»). Практически все скандинавы владеют разговорным английским. Скандинавы борются за экологию и чистоту (поэтому не стоит сорить и разбрасывать мусор), а также живут в соответствии с высокими этическими нормами (пьющего на улице пиво не поймут).

Основные причины, по которым возникают претензии:
Это страны не дешевые (Норвегия, например, периодически делит с Японией первое место в мире по стоимости жизни). Практически все праздники здесь принято отмечать в семейном кругу дома, поэтому массовых гуляний или карнавалов на улицах города не наблюдается.

ВЕНГРИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Главные причины: термальные источники и привлекательное соотношение «цена-качество». На сегодняшней день наши туристы знают о Венгрии слишком мало – у подавляющего большинства нет и трети знаний о том, почему в эту страну стоит поехать. Поэтому сюда преимущественно едут те, кто уже бывал здесь ранее не в качестве туриста (например, с деловой поездкой), а также «коллекционеры стран», которые уже объездили всю Европу и не хотят оставлять «белое пятно» в самом ее центре.

Кто едет?
В основном едут люди среднего возраста. Отдельная прослойка – те, кто бывал (служил) здесь еще в советское время, и хочет показать детям, где прошла молодость родителей. Люди, знающие Венгрию, едут целенаправленно и не один раз.

Особенности отельной базы:
Стандартный европейский уровень отелей, В основном 3* и выше. Есть и частные отели, и мировые сети. Как правило, на базе завтраков (в Венгрии поиск места, где можно пообедать или поужинать хорошо и недорого, не станет проблемой). В целом отельная база похожа на пражскую, но здесь не так много частных пансионов, как в Праге.

Особенности сервиса и обслуживания:
Опять же, стандартный европейский сервис. В туристических местах практически все говорят по-английски. А вот осмысленно пообщаться с аборигеном, знающим только венгерский или разобрать уличные указатели не сможет даже турист, знающий основные европейские наречия: финно-угорская группа языков – та еще «вещь-в-себе».

Особенности пребывания в стране:
К туристам относятся хорошо, люди старшего поколения знают русских и не стесняются его употреблять, даже если в памяти остался десяток другой слов. Молодежь никакого иностранного языка, как правило, не знает. Отношение к русским – ровное, как и ко всем иностранцам. Впрочем, у пожилых венгров может проявляться некоторая ностальгия по временам «соцлагеря».
Венгры – люди ровные в общении, и на улицах ведут себя доброжелательно друг к другу, чем мы. Так что расхожее выражение «ургюмые мадьяры» применительно далеко не ко всем жителям Венгрии и отражает скорее не характер нации, а ее исторически обособленное положение в Европе.
Одна из последних «фишек»: как и всякая небольшая нация, венгры ищут свои корни, и сегодня многие считают, что это Япония. Кстати, в Венгрии много туристов именно из этой страны (может, действительно, не спроста?).

Основные причины, по которым возникают претензии:
Как правило, претензий не бывает. Еще 3-4 года назад Будапешт был мало отреставрирован, закопченные фасады зданий многих напрягали. Но сейчас этого уже нет, и с каждым годом страна выглядит все лучше и лучше, все больше денег вкладывается в развитие туризма.

ГЕРМАНИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
В германии много исторических «средневековых» городов, следовательно, широкие экскурсионные возможности. Не нужна акклиматизация. Кроме того, для многих поездка в Германию – это еще и возможность неплохого шопинга. Часть туристов едет повидать заодно знакомых и родственников: в Германии более 2 миллионов бывших россиян

Кто едет?
Средний класс и выше, от30 и старше. Родители берут с собой детей, так как в Германии последним есть, чем заняться, много развлекательных парков.

Особенности отельной базы:
Отели от 2 до 5*, есть частные «домашние» пансионы, где хозяева живут рядом с гостями. Есть и классические апартаменты – довольно распространенная форма проживания на немецких курортах. Как правило, под «экскурсионку» используются городские отели 3-4*, стандартные номера, хорошее питание (больше сытные завтраки). В целом у отелей высокий уровень, завтраки – «шведский стол» даже в двух звездах.

Особенности сервиса и обслуживания:
Хороший сервис, обслуживают быстро и качественно. Обслуга любит идти на контакт с посетителями, справедливо полагая, что это может принести дивиденды (в виде чаевых).

Особенности сервиса и обслуживания:
В целом – ровное и доброжелательное отношение. Немцам свойственна открытость. Традиционно считается, что ближе к югу живут более душевные, а северу более сдержанные люди.

Основные причины, по которым возникают претензии:
95% отдыхающих в Германии – сами немцы. Поэтому не везде понимают по-английски, не везде есть меню на английском языке.

ДАНИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Норвегия более интересна летом (фьорды и т.д.), Дания же – круглогодично, так как это экскурсии по Копенгагену и пригородам (в основном замки, королевский дворец). Норвегия – уникальная природа, Дания – отличная экскурсионка.

Кто едет?
Зрелые (и пожилые) люди, которых интересует благополучная Европа

Особенности отельной базы:
В странах разнообразные отели (в целом уровень – несколько выше французского), есть свои скандинавские цепочки. В отелях почти обязательная сауна и достаточно простой, но обильный «шведский стол».

Особенности сервиса и обслуживания:
Скандинавы предупредительны, точны и пунктуальны. Сервис находится на хорошем уровне, проблем не возникает.

Особенности пребывания в стране:
Аборигены достаточно гостеприимны, норвежцы с интересом смотрят на российских туристов (особенно в северных регионах – для них россияне еще в новинку). Практически все скандинавы владеют разговорным английским. Скандинавы борются за экологию и чистоту 9поэтому не стоит строить и разбрасывать мусор), а также живут в соответствии с высокими этическими нормами (пьющего на улице пиво не поймут).

Основные причины, по которым возникают претензии:
Это страны недешевые (Норвегия, например, периодически делит с Японией первое место в мире по стоимости жизни). Практически все праздники здесь принято отмечать в семейном кругу дома, поэтому массовых гуляний или карнавалов на улицах городов не наблюдается.

ИСПАНИЯ
Из-за чего туристы выбирают эту страну? Испания – страна с древней культурой, благоприятными климатическими условиями. Здесь очень разнообразные курорты: можно подобрать на любой вкус, хорошо развита туристическая инфраструктура, очень богатая экскурсионная программа.

Кто едет? Разнообразный контингент - от молодежи до пенсионеров. Как правило, экскурсионные туры в эту страну выбирают те люди, которые уже были во Франции и в Италии. На отдых тоже выбирается разная публика, так как есть курорты подешевле, а есть весьма фешенебельные.

Побережье Коста – Брава раньше других стало продаваться в России. Это не значит, что здесь старые отели – многие прошли реконструкцию, построено много новых. Но исторически сложилось, что в район Катоалонии (севернее и южнее Барселоны) турпакеты дешевле, чем на другие курорты Испании. Сюда едет большая часть туристов из России, много семей с детьми, так как тут находится парк «Порт Авентура» - испанский аналог «Диснейленда».

Бенидорм – более молодой курорт, по сравнению с Каталонией. Сюда ездят и экономичные семейные туры (многие отели дают бесплатное проживание для ребенка до 12 лет третьим в номере, что на других испанских курортах встречается реже), и туры подороже для любителей бурной ночной жизни.

Коста-дель-Соль (лучшая историческая «экскурсионка» в Испании) и Канарские острава – самые дорогие испанские курорты. Сюда в основном едет публика побогаче: средний класс и выше. Здесь есть «трешки», но большинство отелей все же 4-5 «звезд».

На Майорку едут в основном семейные пары всех возрастов, а также молодожены (в свадебные путешествия), на Ибице отдыхает молодежь.

В зимнем сезоне2003-2004 российские туристы стали больше заказывать больше отелей 4*, а 5* - меньше, меньше оставлять денег на экскурсиях, в барах и ресторанах. Очевидно, что связано с колебаниями валютных курсов.

Особенности отельной базы: Как правило, под «экскурсионку» отдают отели 2-3* в центре города (не самые лучшие, так как в них нужно всего лишь переночевать, остальное время проходит на экскурсиях), питание в них – завтрак (чаще всего континентальный) плюс ужин. Под пляжный отдых предлагаются отели всех категорий на любой кошелек. Питание чаще всего – полупансион (шведский стол).

Особенности сервиса и обслуживания: Нет нареканий по поводу сервиса, все четко и быстро. Однако сиеста – это святое. Больше всего от нее страдают туроператоры в России, так как в Испании в середине рабочего дня офисы буквально вымирают. На туристах во время сиеста не сказывается: все работает в обычном режиме.

Особенности пребывания в стране: Испанцы очень доброжелательны. Отношение к русским – хорошее. Имеет место мелкое воровство, как и во многих крупных городах. В испанцах сильно развита независимость. Каталонцы не считают себя испанцами и на переговорах обижаются, если на столе стоит испанский флажок и не стоит каталонский. Жители Тенерифе тоже не хотят, чтобы их называли испанцами, и зовут себя «гуанчами».

Основные причины, по которым возникают претензии: Недовольство может вызвать не сама страна, а накладки во время тура. Иногда из-за забастовки оказывается закрыт музей Прадо или отключены «Поющие фонтаны» в Барселоне. Так как курортов много и все они разные, очень важно еще при оформлении путевки правильно подобрать курорт.

КИТАЙ
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
В эту страну едут туристы трех категорий: первая – те, кто объехал всю Европу, побывал в остальных странах и теперь хочет экзотики; вторая – те, кто давно интересуется китайской историей и культурой; третья – те, кто регулярно ездит в страны Азии по вопросам бизнеса (в Китае и Гонконге ежегодно проходит большое количество промышленных и торговых выставок).

Кто едет?
Состоятельные люди от 25 лет и выше. Семьи (нередко с детьми) едут на экскурсионные программы в Пекин, на отдых на остров Хайнань и в «Гранд-тур» по всему Китаю.

Особенности отельной базы:
На экскурсиях в основном предлагаются отели 4*, на отдыхе – 4-5*. Все приличного уровня. В номерах есть все: кондиционеры, мини-бары, холодильники, телевизоры, а также одноразовые тапочки, одноразовые щетки и зубная паста. В стоимость экскурсионного тура, как правило, включено двухразовое питание: завтраки и гостиницах – «шведский стол» и обеды в китайских ресторанах. На отдыхе в стоимость входят только завтраки в отелях. «Шведский стол», как правило, представляет собой европейскую кухню с небольшими вкраплениями китайской.

Особенности сервиса и обслуживания:
Сервис на хорошем уровне. Китайцы предупредительны и вежливы.

Особенности пребывания в стране:
К российским туристам относятся с уважением. В целом китайцы еще не совсем привыкли к европейцам и нередко проявляют к ним непосредственное любопытство. Особенно на острове Хайнань, где типичная для многих туристических направлений ситуация забавным образом перевернута с ног на голову: здесь сами аборигены часто снимают туристов на камеру или фотографируют. В крупных городах «белого человека» могут остановить на улице и вежливо попросить с ним сфотографироваться.

Основные причины, по которым возникают претензии:
Претензии бывают нечасто, что во многом связано с хорошей работой гидов принимающей стороны, трепетно относящихся к своим обязанностям и внимательным ко всем своим подопечным. В редких случаях бывают нарекания на гидов – переводчиков по причине их далекого от совершенства знания русского языка.

ПОЛЬША
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Хорошая природа и экология. Славянская страна с понятым языком, при этом по–западному аккуратная, почти что Шенген.

Кто едет?
Молодежь – школьники и студенты, бизнесмены, а также люди среднего и старшего возраста – на лечение. В основном едет средний класс.

Особенности отельной базы:
Польские отели и по качеству, и по ценам совпадают с европейской базой, поэтому размещение в стране дешевым назвать нельзя. Цены на отели 1-5* - как в Германии, не дешевле. Правда, есть много частных пансионатов – они дешевле. Питание – завтраки, тип завтраков зависит от отеля: есть «шведский стол», есть «континентальные завтраки». Чем выше уровень отеля, тем выше шансы получить на завтрак «шведский стол». У «трешек» - примерно 50 на 50.

Особенности сервиса и обслуживания:
Поляки понимают русский язык без перевода. Уровень обслуживания – как в западной Европе, очень близкий к немецкому.

Особенности пребывания в стране:
К туристам относятся хорошо, к бизнесменам – очень хорошо. Плохо относятся к «неорганизованным» туристам, это пережитки времен «челноков». Польский язык специфический, может показаться грубоватым (например, «еврей» по- польски – «жид», по-русски это звучит как ругательство). В целом поляки – контактные, общительные люди.

Основные причины, по которым возникают претензии:
Многие воспринимают Польшу как «совковую» страну (особенно в плане отелей). На самом деле сейчас она ближе к Германии, и цены на размещение высокие. Порой это вызывает недовольство.

Абхазия
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Если коротко – красивая природа и недорогой отдых.

Кто едет?
В основном, молодежь и родители с детьми (последние – несмотря на нехватку развлечений для детей и глубокое море сразу при входе). В сентябре в Абхазии много пенсионеров.

Особенности отельной базы:
Подавляющее большинство пансионатов осталось еще с советских времен, почти все они расположены вдоль побережья. Пляжи пансионатам не принадлежат, ничем не огорожены: кто хочет, тот и ходит, поэтому зачастую лежаки и зонтики выдают на пляже по «курортным книжкам». Питание, как правило, трехразовое, по заказному меню (сегодня заказываешь меню на завтра из предложенного перечня блюд).

Особенности сервиса и обслуживания:
Обслуживающий персонал очень доброжелателен, но и очень нетороплив: можно прождать заказ два часа. Вообще, пространство и время в стране заметно отличаются от наших: абхазские 5 минут – российский час, а если на самодельном знаке написано, что до кафе 500 метров, это значит, что идти или ехать придется 2-3 км

Особенности пребывания в стране:
Отношение к русским очень хорошее: абхазцы душевные, дружелюбные люди. Но – с горячим южным темпераментом: девушки «без сопровождения» должны быть готовы к чрезвычайно пристальному вниманию мужчин-аборигенов.

Основные причины, по которым возникают претензии:
Изначально нужно предупреждать туристов, что в номере вполне может не оказаться телевизора, а санузел будет не «евро», а скорее «совьет». На абхазских курортах нет «тусовочных» клубов, дискотек, баров: все развлечения представлены небольшим кафе, расположенным вдоль набережной.

Австрия
Из-за чего туристы выбирают эту страну?
Австрия – страна с богатой историей, традициями, архитектурой и чудесной национальной кухней. Здесь можно совместить отдых и «экскурсионку». При отдыхе на озерах – минимальные климатические различия. Сюда едут люди, которым не рекомендуются сильные температурные перепады, родители с маленькими детьми.

Кто едет?
Раньше Каринтия, регион пляжного отдыха на теплых озерах, считалась курортом для туристов с доходом выше среднего, но постепенно она становится все более доступной.
Зальцкаммергут – альпийские озера с довольно прохладной водой ( 18.. 19ºС), поэтому сюда в основном едут, чтобы насладиться природой, преимущественно «индивидуалы», берущие машину на прокат. На экскурсионку едет интеллигенция, средний класс.

Особенности отельной базы:
На «экскурсионке» - типичные городские отели. В целом они том же уровне, что и в среднем по Европе. Тем не менее, даже в «пятизвездниках» в Вене иногда бывают неожиданности: маленькие номера, несоответствие вида из окна престижности отеля. Отели одной категории могут существенно отличаться по уровню. Обычно продается ограниченное количество проверенных вариантов – во избежание ненужных неожиданностей.