За эту общность мой отец погиб под Луганском и 1942 году. Майдан - это лишь малая часть народа. Но не народ. Я не понимаю самообмана украинцев, которые верят: став европейцами, они получат такую же работу на Западе, как здесь, у себя. За границей наши врачи работают медсестрами и медбратьями, люди с высшим образованием убирают гостиницы и идут в прислугу. Я уже не говорю о древнейшей профессии - среди них много украинских девушек. Ну что ж, если это считать Европой...
А ваш вопрос... Конечно, если у тебя убили сестру, мать, отца, дедушку, ты никогда не про¬стишь этого. Но политики - их же не убивают. Они сидят в сво¬их кабинетах и должны думать о людях. Понятно, что между Луганской, Донецкой республиками и Украиной и ближайшее десятилетие примирения не может быть. И если Поро¬шенко хочет оставить Донецк и Луганск в пределах Украины очень условных пределах, но всё же, ему нужно срочно пре¬кратить военные действия. Но у меня такое впечатление, что они там сошли с ума. Не могу себе представить, что даже в революционном 1917 году нашими министрами были американцы, немцы, англичане. Не могу понять эту Машу Гайдар (дочь Егора Гайдара, ставшая местным Саакашвили.), что по такое - сотрудничество с Саакашвили? Значит, есть два варианта. Или она заслана туда ФСБ и работает на них, или она предатель. Все говорят: Сталин. Сталин, при нём не стало троцкизма и пятой колонны. Оказывается, пятая колонна есть! И никакой Сталин её не истребил, она продолжает процветать.
Забрать у России
- Согласно опросам, большинство россиян считают главным врагом Америку. А вас в поведении США по отношению к России что больше всего возмущает?
- Их нацеленность на захват нашей территории. Это для них одна из самых важных доминант с точки зрения сохранения своих ресурсов нетронутыми. У Шта¬тов же тоже есть нефть, газ, но они предпочитают забрать это у России. И единственное, что их сдерживает, - это возможность ответного удара - больше ничего. По¬чему СПИД, поче¬му гомосексуализм, почему голодают в Африке, почему санкции? Да потому, что не прокормишь всех.
Поэтому богатые страны ведут такую агрессивную поли¬тику, Пусть вы по¬дохнете, а нам будет хорошо. Философия? Философии...
- И что ей противопоста¬вить?
- Ленин говорил: учить¬ся, учиться и ещё раз учиться (улыбается). Губенко говорит: трудиться, трудиться и ещё раз трудиться. У нас 2,5 млн охранников-чоповцев в стране. Молодые битюги, богатыри стоят, щёлкают семечки и слушают по рации, что им передаёт партнер из другого подъезда. Два с половиной миллиона - это две армии большого государства. Почему нс направить их по¬тенциал в нормальное русло? Почему в Белоруссии ухожен¬ные поля, убранные, огромные урожаи, а рядом, в Смоленске, всё заросло бурьяном, дороги непролазные, мужики пьют? Вот так идёт граница (прочер¬чивает линию по столу). Но только здесь чёрное здесь бе¬лое. И это у так называемого диктатора Лукашенко!
- Есть ответ - почему так?
- Их руководитель во гла¬ву государственной политики поставил трудового человека. Белорусов всего 9,5 миллиона. Но почему сейчас, когда у нас образовались санк¬ции, многие пред¬ставители среднего класса едут отдыхать не в Сочи, не в Ялту, а в Белоруссию? Пото¬му что там чудесные условия, безопас¬ность, кормят вели¬колепно, прекрасный медицинский персо¬нал. Труд, труд и ещё раз труд - только это спасёт нас. Но, к со¬жалению, наше госу¬дарство несколько лет назад сде¬лало самую большую ошибку: уничтожило фундамент людей, жаждущих труда. Сейчас многие труженики-специалисты реали¬зуют свои возможности в изго¬товлении самогона и повальном пьянстве. В 90-х годах над Теат¬ром на Таганке шефствовал за¬вод «Серп и Молот». Мы давали там концерты, а они изготавли¬вали нам части для декораций. Я тогда пришёл на завод и увидел у станков 65-67-летних мужи¬ков, которых никто не заменит на местах токарей, слесарей, ле¬кальщиков. И так повсеместно. Мы должны понять самое глав¬ное - если страна не начнёт ра¬ботать ради сохранения нации, нации не станет. Все должны трудиться по своей профессии, а государство должно обеспечить трудоустройство.
А реформа здравоохранения - вообще какой-то кошмар... Каждое второе письмо - просьба помочь сохранить поликли¬нику, докторский штат. Сейчас из Центра им. Блохина приехал - друга туда устраивал. Террито¬рия больницы - как первомай¬ская демонстрация, всё кишит людьми... Это же крайняя нужда, крайняя необходимость - сде¬лать нацию здоровой. Но у нас поликлиники, докторов сокра¬щают, сокращают, сокращают! И говорят: это на пользу. А де¬путатский корпус поддерживает все эти «реформы»! Я слежу по рынку, как каждый день растут цены. Ну что такое, когда виш¬ня - 350 рублей за килограмм? Кто из пенсионеров может себе позволить купить это?! Когда- нибудь всё так взорвётся, что пу¬гачёвский бунт или разинский покажутся чаепитием...
Наснимали...
- А то, что в культуре сейчас происходит, - это деградация или революция?
- (Пауза,) В 91-м всё рухнуло. В кинематограф пришли люди, не имеющие никакого професси¬онального образования, но зато с мешком денег: «Я хочу снимать кино», И вот наснимали до того, что... Когда-то мы считали, что наша профессия полезна с точки зрения совершенствования чело¬веческих отношений. Сегодня я разуверился в этом... Что бы ты ни сделал - написал «Гамлета», как Шекспир, или «Унижен¬ных и оскорблённых», как Достоевский, - ты не улучшишь сегодняшнего человека, потому что есть Интернет, есть всеобъ¬емлющая лживая информация, из которой ты, как потребитель, вычленяешь то, что тебе интерес¬но. По это интересное тоже ложь, выданная за правду. Сериалы? Говорите, кто-то считает их тренингом в профессии? Они запол¬няются непонятно кем, там нет личностей, за которыми можно было бы пойти... Лучший сериал последнего десятилетия для меня «Ликвидация».
А театр... К сожалению, актёрская профессия до такой сте¬пени деградировала, что говорить об эталонах, какими были для нас мхатовцы-старики, даже не имеет смысла. Эксперименты в театре? Ну проще простого отбить чечётку на гробу у Николая Васильевича Гоголя! Надо просто, как в одном из спектаклей известного режиссёра « Ревизора», достать член и помочиться на первый ряд. Авангард!
- Какой-то грустный разговор у нас получился, Николай Нико¬лаевич... А поводы для оптимизма у России всё-таки есть?
- Конечно. Несмотря ни на что, есть образчики подвиж¬ничества, которые работают за нищенскую зарплату, а иногда и без неё. Есть герои, жертвую¬щие собой, есть люди, верящие в то, что страна выживет в этих невероятно трудных условиях и помирит прошлое с настоя¬щим ради будущего. Именно так - помирит прошлое с настоящим...