- Вы обещали провести индивидуальные беседы с каждым сборником. Провели?
- А вы не заметили? Гранат забил гол, Кокорин заработал пенальти, Нобоа, Жирков и Ионов тоже здорово сыграли. Только вот Козлов пока работает индивидуально. Он получил в сборной травму, и ему нужно время на восстановление. Уже потихоньку выходит на поле, но форсировать подготовку не собираемся.
- Клубы требуют от ФИФА компенсацию за травмированных в сборных игроков. ЦСКА за Дзагоева хочет получить, «Спартак» — за Уориса…
- Это вопрос не к тренеру, а к клубу.
- «Динамо» — базовый клуб сборной. Выходит, вашей команде сложнее всех готовиться к сезону?
- Не стал бы так говорить. Любые сложности заставляют искать варианты, как сделать лучше и обойти проблемы. Когда у тебя все в порядке, в голове костенеет немного. Сборники уже близки к основной группе, которая начинала подготовку еще в Москве. Движемся в одном направлении. По матчу с «Металлистом» — командой уровня Лиги чемпионов, между прочим — мне это стало понятно.
- Особое внимание привлекает Александр Кокорин…
- По какой причине?
- Он главная звезда российского футбола.
- Это для вас он звезда, а для меня очень важный игрок. Звезды — на небе. С Кокориным я разговаривал персонально, мы друг друга понимаем. Мне нравится, как он набирает форму после возвращения в команду.
- В игре с «Металлистом» «Динамо» не победило, потому что Бюттнер не реализовал пенальти. Это вы определяли, кому бить?
- А для меня «Динамо» этот матч выиграло — в плане психологии. После 0:2 в первом тайме сумели в перерыве сделать правильные выводы и отыгрались. Почему бил Бюттнер? Перед игрой пенальтистом назначили Кураньи, но он к тому времени уже был заменен. Без него футболисты сами решили, кому бить.
Вальбуэна и Широков — игроки одного уровня
- Вы этот матч начали смотреть с трибуны, а спустя несколько минут спустились на бровку. Почему?
- Иногда я должен быть рядом — не могу оставлять команду одну. Если бы все шло нормально, игроки разобрались бы сами. А в непростые моменты мы должны помогать друг другу.
- «Динамо» планирует усилиться Матье Вальбуэна, что уже подтвердил и ваш спортивный директор Гурам Аджоев. Можете дать характеристику этому игроку?
- Знаю его давно, еще со времен, когда «Спартак» в 2008-м году уступил «Марселю» 0:3. Думаю, он сам себе дал отличную характеристику, выступая за сборную Франции на чемпионате мира. Если трансфер состоится, буду рад. Но не вмешиваюсь. Вот когда мне скажут, что он наш, тогда и обсудим его перспективы в команде. Я предпочитаю сразу пообщаться с новичком — по телефону или лично. Обрисовать ему то, чего мы от него ждем, где собираемся использовать.
- На днях Роман Широков подписал контракт со «Спартаком». А у вас не было желания получить этого игрока?
- Да, он был в числе наших потенциальных новичков. Я его еще в «Спартак» в 2006-м хотел пригласить. Встречались с ним и его агентом. Но тогда не получилось. Всегда говорил, что это футболист хорошего уровня. Сейчас он травмирован — желаю ему скорейшего выздоровления.
- Широков и Вальбуэна похожи?
- Это футболисты одного уровня, но разные. Даже чисто внешне — посмотрите.
- Кто из летних новичков готов сразу оказаться в основном составе?
- Бюттнера, Ванкера и Манолева мы брали с прицелом на основу. Прудников появился только недавно. Когда игрок переходит из «Манчестер Юнайтед» (речь о Бюттнере. — Прим. Sportbox.ru), то, наверное, не в дубль мы его отправим, согласитесь. Манолев же — разносторонний игрок, может сыграть справа на двух позициях, такие универсалы нам нужны.
- Проясните ситуацию с Нобоа — контракт ему предложен, но подписывать он его не спешит. Это вас не беспокоит?
- Контракты — это все клубные дела. У меня с ним был разговор, и я дал Кристиану понять, что в этот вопрос не вмешиваюсь — как он решит, так и будет. Но как тренер хочу одного — полной самоотдачи на тренировках и в играх. В плане работы у нас отношения прекрасные. А с контрактом он может делать что угодно: подписывать новый с «Динамо», или с другим клубом, главное — чтобы на команде и его отношении к работе это не сказывалось. Если почувствую перемены в настрое, будут приняты меры. Но сейчас об этом нет и речи: отношение Нобоа к делу меня устраивает.
- Вопрос о Федоре Смолове: как быть с его результативностью? При отличных данных забивает он очень редко.
- На сборах Смолов забил два гола и сделал две голевые передачи. Меня не интересует, что было раньше: привык все оценивать сам. Сейчас пробуем Федора на разных позициях, чтобы увидеть, где он может больше приносить пользы. То же самое — с Жирковым, которого выпустили на 15 минут в центр поля, а не на край. Нужно пробовать и искать варианты.
- Мог ли Фернандес принести еще пользу клубу?
- Мы были не против оставить Лео, предложили ему новый контракт. Но условия его не устроили, и он уехал в Аргентину.
- Кто-то еще может покинуть «Динамо» летом?
- Мне бы этого не хотелось. Но трансферное окно открыто и предложения по футболистам могут поступать.
- К вам на сбор приезжал президент клуба Борис Ротенберг. Часто общаетесь с ним?
- Когда возникают срочные вопросы, могу и напрямую позвонить. Но у нас есть спортивный директор Гурам Аджоев, он и держит с ним связь. На этот раз я сам попросил президента прилететь в Австрию, чтобы он мог посмотреть на новичков и на команду в целом. Он согласился, и мы с удовольствием пообщались.
- Недавно Аджоев назвал задачу на сезон — место в тройке.
- Эта цель озвучена, но команду мы настраиваем на самые высокие места.
С Левом мы пережили многое
- Несколько вопросов по чемпионату мира. Кто вас впечатлил, за кого болели?
- Болел за Германию, если не брать в расчет Россию. Там работает главным тренером мой хороший товарищ Йоахим Лев, с которым вместе становились чемпионами в «Тироле» (в 2002 году Лев как главный тренер, а Черчесов как вратарь выиграли чемпионат Австрии. — Прим. Spportbox.ru).
- Его называют человеком-загадкой. Почему?
- Да? Может, для вас он и загадка, поскольку вы его не знаете. Мы же с ним побывали в различных ситуациях, даже безденежье пережили. Он пришел в «Тироль» не в самое удачное время. У клуба не было денег, мы год играли бесплатно, но стали чемпионами. Лев — человек позитивный. Никогда не забуду, как он поверил в меня после тяжелой травмы. Я не был готов играть, но он сделал ставку на меня. Получается, не подвел его, внес свою лепту в чемпионство.
- «Эсэмэску» по случаю победы на чемпионате мира ему послали?
- Послал, конечно, — Черчесов показывает на своем телефоне отправленное сообщение: «Поздравляю с заслуженной победой на чемпионате мира. Стани».
- Но ответной нет.
- Правильно, нет. Потому что он сразу перезвонил, и мы пообщались.
- Какие тенденции подметили на чемпионате мира?
- Никогда нельзя загадывать наперед — легкая у тебя группа или тяжелая. Наша группа это отчетливо показала. Как можно ехать на чемпионат мира в чем-то уверенным? Сколько радости было, когда нам достались Корея и Алжир! Но такое легкомыслие ни к чему хорошему не приводит.
Далее. Очень важна командная и индивидуальная скорость. И совместимость в коллективе. Смотрите, немцы 55 дней находились вместе! Это перед отборочной игрой футболисты в сборной за 2–3 дня собрались, сыграли и разъехались. А тут два месяца почти. Люди должны быть совместимы друг с другом. Кто-то удивляется, когда не берут на турнир того или иного игрока. Но тренеру виднее, он знает, что делает. Взять, к примеру, бразильцев — вот у них команды на поле не увидел. Такой, в которой все игроки были связаны одной идеей. Потому они и не стали чемпионами.
- Выступление сборной России — провал?
- Зачем такие громкие эпитеты? Как тренер я не могу превращаться в болельщика или журналиста. Подхожу к матчам аналитически. Мы не могли в Бразилии играть иначе, раз у Фабио Капелло такой стиль. Он очень уважаемый тренер, и обсуждать его работу не собираюсь. Вот когда у меня будет хотя бы половина его титулов, тогда можно попробовать. Все его команды — «Реал», «Милан» и другие — играют в похожий футбол.
Мы сколько голов забили в отборочном цикле? Результативно сыграли с Люксембургом и Израилем, в остальных матчах счета минимальные. Когда с такой игрой команда добивается успеха в отборе, зачем что-то менять на чемпионате мира? Значит, стиль подходит команде и этому подбору футболистов. Я и не ожидал, что наши будут играть по-другому. Какой-то феерии ждали от них в Бразилии? Зря. Могло сложиться чуть лучше, могло чуть хуже. Сыграли так, как сыграли. Надо двигаться дальше.
Лиенц, Австрия