Председатель Совета директоров ФК "Анжи", гл. ред. "Независимой газеты" Константин Ремчуков о футболе...
Не удалось загрузить изображение
О.БЫЧКОВА: Но я вас сейчас, наверное, буду спрашивать не только как главного редактора газеты, но и как председателя Совета директоров футбольного клуба Анжи, как человека, который занимается футболом во всех, наверное, смыслах. Потому что у нас сразу несколько тут футбольных тем, но одновременно и политических тоже. Ну, конечно, вот эта замечательная инициатива Дмитрия Медведева о том, чтобы футбольных фанатов, которые порядок нарушают, пожизненно лишали права приходить на стадионы. Это вот как вот? Вот, мне показалось, что это такая же история, которая называется «Никогда не говори никогда». Но я плохо разбираюсь. А как вы?

К.РЕМЧУКОВ: Ну, мне странно, что премьер-министр и юрист по образованию может предложить одновременно за плохое хулиганское поведение 2 наказания – сначала наказание, включая уголовное... Ну, предположим, человек отсидел, а потом, когда он вышел из тюрьмы, ему говорят «Ты еще и на стадион не пойдешь пожизненно».

О.БЫЧКОВА: И он говорит «Лучше бы я пожизненно сел», - говорит человек. (смеется)

К.РЕМЧУКОВ: Ну, это просто совершенно необычная логика вот такого жестокого наказания. Ну, вообще, кстати, огорчают все вот эти шарахания с этими наказаниями, как будто нет представления о жизни в стране, о типах нарушений, о многомиллиардных воровских схемах, о коррупции в прокуратуре, о подтасовках на выборах. Ну, огромное количество вещей, которые настолько существенны...

О.БЫЧКОВА: Так, может быть, действительно, нету этого представления, на самом деле?

К.РЕМЧУКОВ: Ну, эта гипотеза заслуживает отдельного рассмотрения. Но трудно представить себе, что человек столько лет во власти, на ключевых постах в администрации президента, президент страны, премьер-министр и он не знает таких вещей. Это было бы, мне кажется, даже обидно такое предположение всерьез рассматривать.

Но меня больше поражает вот то, что жизнь наша несовершенна и на каждом шагу совершается что-то. Мы знаем, что в России пьют. Что бы наш министр культуры ни писал в свое время в книжках, что эти, типа, мифы, что мы не пьющий народ. Пьют. Для этого надо просто пообщаться с людьми в любой точке нашей необъятной родины и убедиться. Они пьют, они не приносят денег домой, они имеют похмельный синдром, они ведут себя плохо по отношению к женам, к детям, к соседям, на работе, низкая дисциплина, они очень рано умирают, они садятся за руль, они совершают правонарушения. И когда говорится в другой импровизационной речи Дмитрия Медведева о том, что «давайте штрафовать их на 500 тысяч»...

О.БЫЧКОВА: Столь же глубоко продуманным законодательным предложением.

К.РЕМЧУКОВ: 500 тысяч рублей. Ну, 500 тысяч для вот этой семьи... Вот, семья вот этого человека, который сел за руль. Да, он не прав. Я понимаю, здесь серьезная проблема есть – люди гибнут и так далее. Но они гибнут... Я недавно книгу нашел 1969 года, публицистика. Известный публицист советский, он пишет: «В 1969 году на дорогах Советского Союза погибло 30 тысяч человек». Я ахнул, потому что сейчас машин у нас раз в 20 или в 30 больше, чем в 1969 году, а гибнет те же 25-30 тысяч каждый год. Это, собственно, мотив: тогда 30 тысяч погибло и сейчас в России, типа, тысяч 27. Но машин-то стало намного больше.

Но еще раз говорю. Вот такого рода наказание, болельщик совершил преступление. Допустим, он выявлен, наказан, включая уголовное. Но потом жизнь этого человека – это... Как можно сказать «А потом ты никогда ходить не будешь»? Ну, почему по всем другим типам преступлений – домашний арест, щадящий режим допросов, никто не говорит, что этому проворовавшемуся губернатору или мэру, отправленному в отставку, пожизненно будут чего-то запрещать. Вот, мне кажется, что такого рода предложения не могут решить проблему болельщиков. Это серьезная проблема. Вот я сейчас серьезно... Мое хобби (это мое хобби) – я в свободное от работы время хожу на «Эхо Москвы», это для меня кайф. И, вот, Совет директоров Анжи. Да, это для души. Это вещи для души, которые я люблю искренне. Также люблю читать про политику и про экономику, тоже безвозмездно, как говорила Сова в мультфильме про Винни-Пуха.

Так вот. Футбол надо превращать в бизнес, я считаю. Это в какой-то степени, может быть, и будут направлены на это мои усилия. Бизнес серьезный, чтобы у него была стоимость, чтобы у него была ликвидность, чтобы это была отчуждаемая вещь.

О.БЫЧКОВА: А это не так у нас до сих пор?

К.РЕМЧУКОВ: А сейчас это проект. Есть какие-то деньги, и сумма доходов, которые должен генерировать футбол, она не корреспондирует обычной структуре доходов, которая существует в тех странах, где есть бизнес. Потому что болельщики шумные фанатского типа, ненавистнически настроенные к другим, орут матом весь матч со своих трибун, куда либо их бесплатно, либо за символическую сумму пускают, и приличные люди, которые могли бы на дорогих местах приносить деньги, приходить с семьями, с женами, с подругами, они не ходят туда. Значит, этой нет статьи доходов. Футбольные поля – безобразные. Начали вкладывать в футбольных дорогих игроков – эти дорогие игроки со своими золотыми ногами приезжают сюда, и они выходят на искусственные газоны первого поколения, промерзшие, на натуральное поле, которое, как бы, натуральное, а на самом деле это кочка на кочке, и получается, что нету станков и оборудования для того, чтобы это было.

И вот так, шаг за шагом, мне кажется, надо трансформировать футбол в бизнес, но при этом, конечно, болельщики – это отдельная строка заботы.

О.БЫЧКОВА: Мы продолжаем программу «Особое мнение», главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков в этой студии «Эха Москвы», телеканала RTVi и на экранах Сетевизора тоже, и мы можем наблюдать за кардиограммой эфира. Можно в Сетевизоре нажимать специальную кнопочку, и она будет показывать уровень поддержки того, что говорит гость. Сейчас он, надо сказать, очень высокий и еще куда-то там вверх поднимается – я не знаю, может он потолок пробить или нет? Ну, посмотрим, как будет дальше. Еще не вечер.

Но такое впечатление, что вообще вся эта ситуация с футбольными фанатами, с футболом вообще, с болением за футбол и со всей этой темой – это, как бы, еще одна примета какого-то такого дикого одичания и озверения жизни, которое мы наблюдаем. Вот, мы говорили сейчас с вами в этом маленьком перерыве, раньше же на футбол ходили с детьми папы, брали мальчиков с собой, девочек. И можно тоже смотреть, например, когда показывают какие-то трансляции с иностранных стадионов, там тоже сидят же вполне такие, нормальные семейные люди.

К.РЕМЧУКОВ: Это образ жизни. В Италии, в Испании. Вот, мы с женой ездим на Барселону, в Англию, в Германию. Это целое событие, это целый event дня. Это до игры пойти, там, выпить пива и съесть какое-нибудь, эта игра, это после игры в ресторан заказать столик. Это целая атмосфера.

О.БЫЧКОВА: А там кричат матом на трибунах?

К.РЕМЧУКОВ: Нет, в том-то и дело.

О.БЫЧКОВА: А почему они этого не делают?

К.РЕМЧУКОВ: Вот, я даже в предыдущем эфире говорил, что последний раз я летал, Ливерпуль-Анжи была игра, уже теперь 3 недели назад, я потрясен был: 45 тысяч, атмосфера на стадионе Эндфилд в Ливерпуле – это дружеские люди, это улыбающиеся тебе. Они увидели этот шарфик Анжи, они подошли, давай фотографироваться. Мы сидели в ложе, ниже нас сидели такие болельщики, они все время махали рукой, когда кто-то хорошо играл. Если молодой футболист Анжи Шатов поставил ногу и Стив Джерральд, капитан Ливерпуля ему чуть ее не оторвал ударом вплотную... Он не убрал эту ногу, и было слышно, что у него хрустнули косточки, у этого Шатова, да? Стадион взорвался аплодисментами в поддержку. Вот это молодой парень, вот это характер – он поставил ногу и не убрал ее. И они оценили это. Это было дружеское, хотя, вроде бы, это соревнование, должны были кричать по-нашему, кто он такой, определяя его сексуальную ориентацию, что чаще всего происходит на трибунах. Поэтому это да. Но именно это, вот то, о чем вы говорите, с моей точки зрения, и характеризует, что характер и глубина проблем в нашей стране повсеместно настолько серьезны, что отрывочные выкрики «500 тысяч – штраф», «Пожизненно, в тюрьму навсегда», «Выйти, запретить ходить кому-то куда-то» - это неправильно, это вырвано из контекста, как будто наша вся жизнь такая нормальная, и в этой нормальной жизни только иногда почему-то выпивший водитель, этот водитель едет на красный свет. Это ужасная история, что он едет на красный свет.

О.БЫЧКОВА: Нет, он наезжает на остановку и убивает 10 человек.

К.РЕМЧУКОВ: Да. Но они всегда так вели себя. Это наша родина.

О.БЫЧКОВА: Можно тогда сразу я задам еще тут вопрос, который вам задают слушатели? Ну, воспользуюсь просто информационно вашим присутствием в этой студии. По поводу матча Амкар и Анжи, который подозревают в том, что он – договорной.

К.РЕМЧУКОВ: Ну, мне кажется, это абсолютно нелепое подозрение. Год назад говорили то же самое, сыграли вничью. Сейчас Анжи играет в совершенно другой футбол, чем играет Амкар. Посмотрите, как играл Амкар последние 6 игр – 5 поражений, одна победа из 6 последних игр. Из них поражение до матча с Анжи 0:3 Кубани, 0:3 ЦСКА, 0:3 Ростову. Кто сказал, что Амкар при такой игре (5 поражений в 6 матчах) может победить Анжи? Исход настолько предсказуем... Хотя, игра была очень сложная и забили только в добавленное судьей время, кстати, тот же Шатов. Но мне кажется, это идет борьба... Вообще я сейчас обнаружил, что в футболе, когда погрузился чуть глубже, идет борьба не совсем спортивными методами.

О.БЫЧКОВА: Неужели!

К.РЕМЧУКОВ: Да, да. Оля, вы представить себе не можете.

О.БЫЧКОВА: Какое откровение! Боже мой! Я в шоке.

К.РЕМЧУКОВ: Например, играется матч ведущих команд. И борьба шла за судью, который будет судить этот матч. И в этой игре, ну, ключевых команд судья может кому-то карточку показать, кого-то выгнать с поля. Выяснилось, что технология работы судьями совершенствовалась, и сейчас часто можно встретить ситуацию, при которой противник принципиальный твой планирует твои матчи за 2, за 3 тура с тем, чтобы награждать твоих игроков в матчах не напрямую, которые все смотрят... Ну, условно говоря, там, армейцы с профсоюзами играют, и вся страна следит за этим противостоянием. Так вот, за тур до этого армейцы играют с какой-нибудь колхозной командой, а там судья надавал всем карточек, потому что все ведут календарь, у кого карточки, и ключевые игроки пропускают ключевой матч.

О.БЫЧКОВА: Да, понятно.

К.РЕМЧУКОВ: И поэтому вот эта система когда работает... Поэтому, например, сегодня...

О.БЫЧКОВА: Это уже шахматы какие-то просто.

К.РЕМЧУКОВ: ...в Анжи не играл Это’О, ключевой игрок, да? Следующая игра с Зенитом, например. Если судья покажет ему карточку и он пропускает следующий матч, то в ключевой игре... Нет, следующая игра с ЦСКА, 2 декабря.

О.БЫЧКОВА: Короче, эта история не будет иметь продолжения, вы считаете?

К.РЕМЧУКОВ: Ну, она абсолютно бессодержательна. Надо было смотреть игру и понять, что класс игры команд не сопоставим. Но самое главное, надо объяснить тогда 5 предыдущих поражений Анжи, включая 0:3 от Кубани, 0:3 от Ростова и 0:3 от ЦСКА. Что, Ростов сильнее Анжи?
echo.msk.ru