Вот, что узнала и переписала:
В хакасском шаманизме различалось понятие души в виде ТЫН (дыхание, неотделяемое от человека) и ХУТ (КУТ), двойник живого человека, похищение которого влекло за собой смерть. Хут выходила из умершего через глаза и превращалась в СУРУН, двойник-призрак.
Хакасы на одежде – на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые «ХУТ СЫЫНЧАН» - место притяжения души человека. Воротник-МОЙДЫРЫХ и пуговицы-МАРХА считались хранителями души человека. При продаже одежды хакасы обычно отпарывают пуговицы, дабы не уходило счастье. Древнетюркское мировоззрение, подобно буддийскому, определяло, что «зарождение, по мере поступления кутов, бесконечно». «Смерть человека или зверя означает переработку их жизненного вещества (кут) и неизбежное возрождение снова в земном мире»
В хакасском шаманизме различалось понятие души в виде ТЫН (дыхание, неотделяемое от человека) и ХУТ (КУТ), двойник живого человека, похищение которого влекло за собой смерть. Хут выходила из умершего через глаза и превращалась в СУРУН, двойник-призрак.
Хакасы на одежде – на шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли полоски, называемые «ХУТ СЫЫНЧАН» - место притяжения души человека. Воротник-МОЙДЫРЫХ и пуговицы-МАРХА считались хранителями души человека. При продаже одежды хакасы обычно отпарывают пуговицы, дабы не уходило счастье. Древнетюркское мировоззрение, подобно буддийскому, определяло, что «зарождение, по мере поступления кутов, бесконечно». «Смерть человека или зверя означает переработку их жизненного вещества (кут) и неизбежное возрождение снова в земном мире»