Себастиан_торговец

Хотя Ермолов делал так -
( с www.vrazvedka.ru )

Игорь Пыхалов "Первые залпы Кавказской войны" www.specnaz....rticle/?1489

««Ниже по течению Терека живут чеченцы, самые злейшие из разбойников, нападающие на линию. Общество их весьма малолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимались дружественно злодеи всех прочих народов, оставляющие землю свою по каким либо преступлениям. Здесь находили они сообщников, тотчас готовых или отмщевать за них, или участвовать в разбоях, а они служили им верными проводниками в землях, им самим не знакомых. Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников» (Записки А. П. Ермолова. 1798 1826 гг. М., 1991. С.284)

Ознакомившись с обстановкой, Ермолов сразу же наметил план действий, которого затем неуклонно придерживался. Поскольку горцы понимают только язык силы, ни одна их враждебная выходка не должна оставаться безнаказанной. С другой стороны, с возмездием не следует торопиться. Недостаточно подготовленная карательная экспедиция может закончиться неудачей, что нанесёт колоссальный вред репутации русской власти. Увы, как предшественники, так и преемники Ермолова зачастую забывали это нехитрое правило. Их поспешность и неосмотрительность стоила жизни тысячам русских солдат и офицеров.

Одним из излюбленных чеченских «народных промыслов» оставалось похищение людей с целью выкупа. В бесчисленных присягах, периодически приносимых чеченскими старшинами русской власти, непременно указывалось обязательство «противу российских подданных не делать ни малейших хищничеств, как то увоза людей» (Бирюков А. В. Российско-чеченские отношения в XVIII — середине XIX века /  / Вопросы истории. 1998. № 2. С.51). Однако гордые джигиты были истинными хозяевами своего слова: захотели — дали, захотели — взяли обратно.

С этой проблемой Ермолов столкнулся сразу же по прибытии к месту службы: ещё при его предшественнике генерале Ртищеве чеченцами был захвачен майор Швецов. В подобных случаях пленных офицеров выкупало русское правительство. Однако «проконсул Кавказа» с честью вышел из ситуации, не только вызволив похищенного майора, но и наказав сообщников похитителей. По приказу Ермолова были арестованы кумыкские князья, через чьи земли чеченцы провезли пленника, а также те влиятельные чеченцы, о которых было известно, что они состоят в дружбе с похитителями. Необходимая для выкупа сумма была взыскана с кумыкского населения. По требованию русских властей кумыкским владетелям пришлось изгнать со своих земель всех чеченцев и уничтожить чеченские аулы «как гнезды или верные пристанища тех разбойников, которые живут в самой Чечне» (Бирюков А. В. Российско-чеченские отношения в XVIII — середине XIX века. С.52). Подобный принцип коллективной ответственности, когда выкуп за похищенных платят пособники похитителей, применялся Ермоловым и в дальнейшем.