Баян конечно, а не новость, но я только сейчас случайно наткнулся.
Зловещее шоу черных катафалков, кровавые простыни и сожжение гроба с пороком поставили под сомнение психическое здоровье властей и общества
Новосибирский крематорий под предводительством Сергея Якушина давно известен своими неоднозначными, шокирующими и кичевыми акциями, направленными «во благо» и при этом пестрящими «кишками и кровью». Поэтому неудивительно, что основатель Музея смерти с радостью согласился профинансировать идею студента медицинского университета Антона Кшнясева провести в темном туманном ангаре рядом с крематорием антинаркотическую акцию Choose Life. НГС.РЕЛАКС побывал 14 октября на перформансе, чтобы убедиться — с дурманом в России борются c помощью инсталляций, изображающих последствия аборта, рок-бесовства вблизи урн с прахом, автопробега с катафалками и триумфального сожжения гробов.
Крематорий стал уже визитной карточкой Новосибирска по части безумных акций. За последние несколько лет в крематории проводились не только концерты памяти жертв ДТП, умерших детей и погибших воинов…
…но и концерт Марка Тишмана с приглашенными стриптизерами, поэтический конкурс, демонстрация гроба в виде бутылки водки, а также выставки по теме смерти с изображениями черепов из стразов. Антинаркотический перформанс проводился впервые.
В 17:00 у мэрии стоят три катафалка с белыми шариками и три машины ДПС, будто это похороны важного чиновника. Воскресные зеваки любопытствуют, мол, что за чертовщина? Каждому рассказывают: едем в крематорий бороться с молодежной наркоманией.
Валентин Мурашов работает водителем катафалка почти 10 лет — устроился в крематорий, когда сломалась его личная «ГАЗель». Физически устает, а эмоционально уже давно привык. «Сначала, конечно, покойники во сне приходили», — тихо говорит он.
Всего по городу ежедневно перемещается до 80 катафалков, максимальная скорость которых 100 км/ч. Сейчас в рамках автопробега катафалки перемещаются в среднем со скоростью 40 км/ч, это хорошая скорость для перевозки гроба с мертвецом и шести родственников.
Кортеж добрался до крематорского Парка памяти, в котором солнечно и пока что тихо. Покой нарушает только странная музыкальная подборка из треков Depeche Mode, баллад Киркорова и «Белого орла» с их упоительными вечерами в России.
Весь вечер на «арене» — студенты 1-го курса НГТИ в роли инфернальных ангелов. «Мы олицетворяем чистоту. Много людей умирает от наркотиков, и это печально», — рассказала одна из волонтеров Татьяна.
На мероприятии работают все сотрудники крематория. На подготовку масштабной акции ушло всего 2 недели. Но их художник-реставратор не выглядит слишком уставшим — может, у работников похоронной отрасли есть какой-нибудь волшебный эликсир жизни?
На перформанс пришли около 400 человек, преимущественно студентов. «Шокирование людей нужно, чтобы до них дошло, в эмоциональном плане задело, и тогда, может, подействует», — рассказали перед открытием студентки НГТУ Таня Черепанова и Женя Алдушина.
В выставочный ангар постепенно набирается народ — пока здесь совсем тускло и темно, люди иногда натыкаются друг на друга. Все экспонаты еще завешаны черными полупрозрачными тканями.
В помещении довольно много молодых людей, и большинство из них не дает осмысленных ответов на вопрос, зачем они здесь, — складывается ощущение, будто их сюда привезли чуть ли не насильно.
Инициатор перформанса Антон Кшнясев со сцены произносит пафосные речи о душé и теле, выборе между жизнью и смертью, зависимостью и свободой — в сопровождении танцоров в белых балахонах и устрашающей музыки. Он и дает команду открыть инсталляции.
Одним из первых «открытий» стала композиция в центре зала — мужчина, летаюший в лохмотьях над самоваром. Как это связано с наркотиками, неясно, но возможно, что автор инсталляции так размышлял о русской душе.
Министерство культуры поддержало мероприятие в крематории — режиссером перформанса стала организатор официальных концертов в НСО Марина Муромцева, а перед зрителями выступила сама министр культуры Наталья Ярославцева.
«Если даже на один процент подействует, будет очень хорошо. В то же время молодежь должна жить и радоваться жизни», — рассказала Ярославцева, а потом написала в Twitter, что рада побывать на хорошем событии.
Представитель наркоконтроля Сергей Оголихин признался, что увидел много шокирующих экспонатов, но посоветовал обращаться с вопросом об эффективности подобных мер лучше к молодежи.
Арт-объекты предоставил Музей погребальной культуры, а заспиртованные органы наркоманов — кафедра патологической анатомии НГМУ.
Чтобы все присутствующие «выбрали жизнь», на выставке представили разные формы зависимости. Например, от сайта «ВКонтакте.ру».
Организаторы пригласили эмоциональных музыкантов из Ultra (экс-Silenzium), Street Fiddlers и Inglorious для антинаркотической рок-атмосферы.
Эстетика экспонатов граничит между хэллоуинским безумием с кричащей безвкусицей и строгим наглядным морализаторством — от этого сочетания хочется немедленно убежать из темного ангара.
«Живое — живым, а усопшее — усопшим, это старый закон. Если бы я был зрителем, я пожал бы плечами, если бы это не вызвало у меня отторжения чисто эстетического и этического характера», — рассуждает заслуженный деятель искусств РФ Владимир Калужский.
О присутствии православного священника на рок-концерте худрук филармонии судить не взялся, оставив рассуждения о политике церкви ее руководству.
Спонсор перформанса Сергей Якушин — фигура, о которой ходят различные слухи, но он уже давно перестал обращать на них внимание. Всегда леденяще спокойный, как Воланд, он редко улыбается и обычным голосом рассказывает обо всем, что связано со смертью.
Якушин сообщает, что гроб наркомана нельзя открывать из-за возможного заражения СПИДом. Если открыть, то «взору открывается ужасное, покрытое язвами, разлагающееся тело». По его словам, молодых умерших наркоманов в крематорий привозят слишком часто.
От запаха краски невозможно дышать, и НГС.РЕЛАКС направился на улицу, где обнаружил, что крематорские белочки и верблюд находятся в добром здравии.
В самом крематории проходит экскурсия по его «сердцу» — помещении с печью, которая никогда не выключается. Сотрудники выкатывают демонстрационный гроб и предлагают замерзшим потрогать стены печи («они довольно горячие, 80 градусов»).
Евгений, Семен и Настя уверены, что такие перформансы бесполезны для наркоманов, но для тех, кто в зоне риска, будет предупреждением. «Мерзкие только части тела. Но надо почаще такое выставлять, искусство привлечет внимание», — считают они.
Началась финальная часть акции — факельное шествие. Перед тем как совершить церемонию сожжения гроба Порока, участники расписали его «плохими словами», среди которых были «война», «смерть», «лень», «РПЦ» и «Даша не любит».
Молодые люди возбужденно переговаривались, сравнивая действие с актом сектантов и даже сатанистов, инквизицией и обрядами первобытных племен. Некоторые затаенно молчали.
Около вырытого «кратера» веяло почти могильным холодом, пока не зажгли гроб. Зазвучала мрачно-ритуальная музыка из Final Fantasy, а вокруг гроба танцевали файерщики в белых балахонах. Кажется, многие начали забывать, что пришли сюда «выбрать жизнь».
Остальные фото
ТУТ