Это один.
При обсуждении вопросов религии важно отличать человека, верующего в довольно абстрактном смысле в существование Бога, т. е. в нечто существующее за пределами природы (например, деистов), от людей религиозных, скажем, теистов, придерживающихся определенного вероучения, считающих священными Библию или Коран. Между тем деист признает Бога как мировой разум, создавший природу и давший ей законы и движение, но (в отличие от теиста) отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума.
Отношение к религии (теизму) и вере в Бога типа деизма у меня, во всяком случае, совершенно разное. Религию, включающую в себя веру в чудеса, я считаю, с одной нижеследующей важной оговоркой, не отличающейся от лженауки. Религиозные чудеса (т. е. мнимые факты и утверждения, не допускающие проверки и, вообще говоря, противоречащие научным данным) типа непорочного зачатия, воскрешения из мертвых, существования рая и ада и т. п., имеют "астрологический статус". Поэтому и вера в них несовместима с наукой, с разумом. Религиозные чудеса в какой-то мере невинны - вера в них, вообще говоря, не приносит особого вреда.
Главное же, религия в большинстве случаев призывает к добру, формулирует известные всем заповеди, зовущие и к вполне позитивным нормам поведения. Вместе с тем, просто абсурдно излюбленное многими утверждение, что "если Бога нет, то все дозволено". Из чего следует, что атеизм в какой-то мере оправдывает убийство, воровство и т. п.? Религия, да и то не всякая и не всегда, действительно, как сказано, призывает к соблюдению известных этических норм. Но это, конечно, отнюдь не является ее монополией и не может служить доводом против атеистических взглядов. Достаточно сказать, что и сегодня, как и неоднократно в прошлом, под знаменем религии совершаются дикие преступления - я имею в виду хотя бы террор палестинских (мусульманских) шахидов.
Итак, религия - это пережиток научного невежества. Но задача атеистов состоит не в борьбе с религией, а в просвещении и, скажем, разъяснении всей несостоятельности креационизма (псевдо-учения, отрицающего эволюцию в биологии и вообще современную науку преимущественно путем ссылок на справедливость библейских легенд).
С развитием науки фигурирующие в религиозных текстах чудеса представляются либо явно нереальными, либо все более и более сомнительными, чтобы не сказать больше. Если же речь идет о представлениях типа деизма, то об их развитии также практически говорить не приходится. Наука в каждый данный момент не отвечает, конечно, на все вопросы, но она, как уже было подчеркнуто, непрерывно развивается. Привлечение же Бога в качестве ответа на нерешенные проблемы (например, на механизм возникновения жизни) - это просто сведение одного неизвестного к другому неизвестному, называемому Богом. У меня нет сведений ни о каком реальном позитивном достижении в познании природы, в том числе и в познании человека, полученном путем так называемого Откровения или в результате каких-либо религиозных размышлений.
Несомненно, Библия остается и навсегда останется важным историческим и художественным произведением. Но с развитием науки тексты подобного рода утратили свой статус "священных". Тот факт, что многие миллионы людей все еще религиозны, есть результат необразованности широких масс. Достаточно сказать, что сегодня на земном шаре около миллиарда человек, т. е. примерно шестая часть всего населения, не умеют читать и писать. А среди тех, кто это умеет, подавляющее большинство не знакомы с азами современных физики и биологии. Их вера в Бога вполне аналогична вере в гороскопы. Человечеству, если оно справится с угрозой террористов, пытающихся воспользоваться оружием массового уничтожения, придется пройти еще очень большой путь, прежде чем для религии не останется места в обществе.
Виталий Лазаревич Гинзбург
("Несколько замечаний об атеизме, религии и еврейском национальном чувстве", Газета "Вести", приложение "Окна", 15 апреля 2004 г.)
Да освятит тебя своей божественной дланью Летающий Макаронный Монстр.