Очень легко написано, всё понятно.
«45% российских регионов находятся в зоне максимального риска»
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья ЗУБАРЕВИЧ — о том, чем обернется для российских регионов новый кризис и как из него выходить. «Новая» публикует фрагмент лекции известного российского регионалиста, прочитанной на форуме гражданских активистов «Баркемп» в Сыктывкаре.
Как делят ренту
Мы ― страна, живущая на ренту. Если взять все налоги, которые собираются с регионов и идут в федеральный бюджет, это немного больше половины всех собираемых налогов. 28% дает один Ханты-Мансийский округ, еще 16% — Москва, 10% ― Ямал, и еще 5% дает Санкт-Петербург. Почти 60% всех собранных налогов дают четыре субъекта федерации. Именно эти территории генерируют деньги. Основная рента ― это налог на добычу полезных ископаемых ― НДПИ, и его действительно надо собирать на центральный уровень. Потому что Ямал и Ханты-Мансийск не создали все это нефтегазовое изобилие ― вся страна строила. А Москва живет на столичную ренту: ренту локализации всех штаб-квартир, выплаты налогов на прибыль и так далее ― это рента столичного статуса. И эту-то ренту как раз можно рихтовать.
Раньше мы жили хорошо, потому что объем денег, заработанных на высокой цене на нефть, был огромен. Как мы их перераспределяли? Мы залили ими кризис 2009 года, прожили его на рентных деньгах. Но дальше федеральная власть начала убавлять эту ренту. С 2000 по 2013 год, когда цена на нефть была еще высока и росла, слабым регионам помогали на 75-90%, и продолжают помогать, но эта рента эффекта выравнивания не дает ― они более самостоятельными не стали. Это означает, что перераспределительная политика в России не подтягивает слабых, и она очень нестабильна в разные экономические периоды. Когда денег много или проблемы остры ― денег региону дают много. Когда ситуация меняется, рубить хвосты, как говорят в бизнесе, начинают, прежде всего, со среднеразвитых и относительно развитых регионов, не с «дистрофиков».
Внутренняя геополитика
Это так называемая дилемма «равенство ― эффективность». В Российской Федерации мы изобрели еще некоторые дополнения ― это появилось еще при Борисе Ельцине, а сейчас достигло своих невиданных высот. Это политика геополитических приоритетов:если взять весь объем трансфертов по 2014 году, то 10 с лишним процентов получили республики Северного Кавказа при населении 4% от российского, почти 12% получил Дальний Восток при населении 4% от российского. И 7%, при населении в 1,5%, получил Крым. Вот наши геополитические приоритеты. И когда приоритеты такие, это вообще к развитию не имеет отношения, что бы ни говорилось.
О «майских указах»
Указы Путина потребовали от регионов нечеловеческого напряжения в изыскании средств на повышение зарплаты бюджетникам. По бюджетному кодексу РФ, любые дополнительные расходные полномочия, вменяемые субъекту Федерации, должны дополняться финансированием с того уровня, с которого назначают эти расходные полномочия. Но на указ Бюджетный Кодекс не распространяется, поэтому 70-75% всех расходов регионам пришлось нести самим, и только остальное добавил федеральный центр. Результат: трехкратный рост дефицита, расходы растут, а доходы ― нет. 77 регионов были в дефиците в 13-м году, 75 регионов ― в 14-м. Когда у нас дефицит, все идут и занимают. Кто самый ушлый – идут в Минфин и выбивают бюджетные кредиты. Кто не такой шустрый, идут в коммерческие банки и занимают по гораздо более высокие проценты. Поэтому бюджеты регионов в новый кризис, который уже начался, вступили в абсолютно разбалансированном состоянии.
Читать далее http://www.novayaga...y/69483.html
«45% российских регионов находятся в зоне максимального риска»
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья ЗУБАРЕВИЧ — о том, чем обернется для российских регионов новый кризис и как из него выходить. «Новая» публикует фрагмент лекции известного российского регионалиста, прочитанной на форуме гражданских активистов «Баркемп» в Сыктывкаре.
Как делят ренту
Мы ― страна, живущая на ренту. Если взять все налоги, которые собираются с регионов и идут в федеральный бюджет, это немного больше половины всех собираемых налогов. 28% дает один Ханты-Мансийский округ, еще 16% — Москва, 10% ― Ямал, и еще 5% дает Санкт-Петербург. Почти 60% всех собранных налогов дают четыре субъекта федерации. Именно эти территории генерируют деньги. Основная рента ― это налог на добычу полезных ископаемых ― НДПИ, и его действительно надо собирать на центральный уровень. Потому что Ямал и Ханты-Мансийск не создали все это нефтегазовое изобилие ― вся страна строила. А Москва живет на столичную ренту: ренту локализации всех штаб-квартир, выплаты налогов на прибыль и так далее ― это рента столичного статуса. И эту-то ренту как раз можно рихтовать.
Раньше мы жили хорошо, потому что объем денег, заработанных на высокой цене на нефть, был огромен. Как мы их перераспределяли? Мы залили ими кризис 2009 года, прожили его на рентных деньгах. Но дальше федеральная власть начала убавлять эту ренту. С 2000 по 2013 год, когда цена на нефть была еще высока и росла, слабым регионам помогали на 75-90%, и продолжают помогать, но эта рента эффекта выравнивания не дает ― они более самостоятельными не стали. Это означает, что перераспределительная политика в России не подтягивает слабых, и она очень нестабильна в разные экономические периоды. Когда денег много или проблемы остры ― денег региону дают много. Когда ситуация меняется, рубить хвосты, как говорят в бизнесе, начинают, прежде всего, со среднеразвитых и относительно развитых регионов, не с «дистрофиков».
Внутренняя геополитика
Это так называемая дилемма «равенство ― эффективность». В Российской Федерации мы изобрели еще некоторые дополнения ― это появилось еще при Борисе Ельцине, а сейчас достигло своих невиданных высот. Это политика геополитических приоритетов:если взять весь объем трансфертов по 2014 году, то 10 с лишним процентов получили республики Северного Кавказа при населении 4% от российского, почти 12% получил Дальний Восток при населении 4% от российского. И 7%, при населении в 1,5%, получил Крым. Вот наши геополитические приоритеты. И когда приоритеты такие, это вообще к развитию не имеет отношения, что бы ни говорилось.
О «майских указах»
Указы Путина потребовали от регионов нечеловеческого напряжения в изыскании средств на повышение зарплаты бюджетникам. По бюджетному кодексу РФ, любые дополнительные расходные полномочия, вменяемые субъекту Федерации, должны дополняться финансированием с того уровня, с которого назначают эти расходные полномочия. Но на указ Бюджетный Кодекс не распространяется, поэтому 70-75% всех расходов регионам пришлось нести самим, и только остальное добавил федеральный центр. Результат: трехкратный рост дефицита, расходы растут, а доходы ― нет. 77 регионов были в дефиците в 13-м году, 75 регионов ― в 14-м. Когда у нас дефицит, все идут и занимают. Кто самый ушлый – идут в Минфин и выбивают бюджетные кредиты. Кто не такой шустрый, идут в коммерческие банки и занимают по гораздо более высокие проценты. Поэтому бюджеты регионов в новый кризис, который уже начался, вступили в абсолютно разбалансированном состоянии.
Читать далее http://www.novayaga...y/69483.html