Хорошо ли мы помним самих себя десятилетней давности? Да, многабукоф.
Что мы делали, где жили, о чем мечтали? И хорошо ли мы помним страну того времени? Какой она была, на что надеялась и какой мы хотели ее видеть? Что изменилось за это время в повседневной жизни нас и наших близких и что произошло на государственном уровне?
Практически каждый ответит на это, что мы стали жить лучше.
Сегодня у всех россиян есть мобильные телефоны, а в 2000 году таких счастливчиков было лишь 11%. В наши дни неплохой компьютер стоит меньше среднемесячной зарплаты, а тогда он стоил столько, сколько средний клерк зарабатывал за год.
В 2011 году около 7 миллионов человек отдохнут за границей, тогда как в 2000-м — менее 800 тысяч. Более 2 миллионов россиян купят новые авто, а десять лет назад их покупали 600—800 тысяч, да и машины в наши дни не чета тем, прежним.
Однако если умерить восторги, то радикальных-то перемен не случилось. 97% граждан живут в тех же квартирах, что десять лет назад. На новых машинах мы ездим по старым дорогам; на “Сапсанах” — по давно проложенным рельсам. У нас стало меньше аэропортов, а самолеты перестали производиться. Качество образования и здравоохранения оставляет желать лучшего. Время бежит, и приходят грустные мысли…
Поделюсь одной из них.
Несколько цифр. В 2000 году в России в вузах учились 5,1 миллиона студентов, причем 3,8 миллиона из них — на бюджетных местах. В 2010-м — 7,4 миллиона и 2,9 миллиона “бюджетников”. Но на развитие высшего образования тогда выделялось 24 млрд.руб., сейчас — 560 млрд. (курс доллара не в счет, он не поменялся за эти годы).
В 2000 году в России построили 3,9 тыс. километров шоссейных дорог, а в 2010-м — 1,6 тыс.; зато затраты в первом случае составили 37 млрд.руб., а во втором — 442 млрд.
В 2000 году в стране было совершено 2,9 млн. преступлений, из них 31,8 тыс. убийств, и еще 87,2 тыс. человек пропали без вести. В 2010-м соответствующие цифры составили 2,6 млн., 24,0 и 74,2 тыс. А теперь — внимание: на содержание правоохранительных органов в 2000-м бюджет (а точнее, мы с вами) потратил 79,8 млрд. руб., в 2010-м — 960 млрд., а в 2014-м в эту бездонную дыру уйдет 2,1 трлн. рублей.
В таком далеком уже 1993 году тогдашний вице-президент А.Руцкой шантажировал Кремль компроматом о злоупотреблениях по так называемому делу “Мабетекса”. По обвинению в коррупции управделами П.Бородина впоследствии даже задерживали швейцарские власти. А кто помнит, сколько стоила тогда масштабная реставрация ряда объектов Кремля, Белого дома и нынешнего здания Государственной думы? 340 млн. долларов. Сейчас за вдвое большую сумму — 20 млрд. рублей — правительство Москвы обещает запустить “водное метро”, которое будет перевозить пассажиров от Нагатинской поймы до Киевского вокзала.
В 1995 году на залоговых аукционах по продаже акций ЮКОСа, “Сургутнефтегаза”, “Норильского никеля”, НЛМК и “Сиданко” бюджет получил 550 млн. долларов, что помогло закрыть многие накопившиеся в стране проблемы и обеспечить успех Б.Ельцина на президентских выборах. Сегодня этой суммы хватает на закрытие проблем одного только Дагестана и то в течение 4,5 месяцев (за год федеральный бюджет пересылает туда в качестве трансфертов 43 млрд. рублей, или 1,48 млрд. долларов).
В 1998-м дефолта всей страны можно было избежать за 6 млрд. долларов — сегодня на эти деньги оказывается невозможным обустроить даже дальневосточный остров Русский площадью в 96,7 км2.
Суммы, которые тратят власти непонятно на что, с трудом поддаются осмыслению. В ближайшие годы на развитие республик Северного Кавказа планируется выделить 5,5 трлн. рублей — по 26,2 тыс. долларов на каждого тамошнего жителя, или по трехлетней средней заработной плате рядового россиянина. На перевооружение армии выделено 20 трлн. рублей — причем в условиях, когда автомат Калашникова, покупаемый “у производителя”, стоит в 8 раз дороже, чем у торговцев оружием в Латинской Америке.
Может быть, кто-то из читателей помнит, что в 2001 году В.Путин собирался догнать по уровню ВВП на душу населения Португалию. Ее пока еще не догнали: подушевой ВВП в России в 2010 году составил 11,5 тыс. евро, в Португалии — 16,2 тыс. Но это для страны в целом. А наша бюрократия давно догнала и перегнала не только Португалию.
В текущем году по статье “общегосударственные расходы” в федеральном бюджете выделено в 844,6 млрд. рублей, или 29,2 млрд. долларов. В бюджете Соединенных Штатов на те же цели направляется 31,2 млрд. долларов. А так как население США более чем в два раза превышает наше, это значит, что каждый россиянин платит на содержание столь любимых и близких нашему сердцу бюрократов в среднем… в два раза больше, чем обычный американец.
Отечественная бюрократия ощущает, наверное, невыносимую легкость бытия — от слова “не вынести”, которое можно применить к тем громадным кускам, которые отпиливаются от государственного бюджета, составленного из наших с вами денег.
Президент Д.Медведев понуро констатирует, что только на госзакупках в год крадется около 1 трлн. рублей. Но 1 трлн. рублей, или 34 млрд. долларов, — это больше половины всех бюджетных расходов 2000 года. 440 млрд. рублей, которые выделяются на дорожное строительство ежегодно, — это 10 млрд. евро, которых в Европе хватит на постройку 1500 км шестиполосных автострад. Но где у нас хотя бы одна дорога из Москвы до Питера?
Государственные компании не отстают. Инвестиционная программа РЖД на 2011 год — 374 млрд. рублей. Сколько строится у нас в среднем в год железных дорог? Около 60 км. Инвестиционная программа “Газпрома” на текущий год — 1,2 трлн. рублей. Сколько будет добыто газа? Около 497 млрд. куб.м, или на 2,6% меньше, чем в 2000-м. И так по всем направлениям. Поручение президента о составлении к 1 октября 2011 года плана по 10%-ному снижению издержек госкорпорации восприняли как не заслуживающее внимания и по сути неисполнимое.
Современная Россия — настоящая черная дыра для бюджетных денег.
Повысить эффективность их использования при сохранении существующей политической модели невозможно. Бесконтрольность бюджетного распила — это экономическая плата за лояльность тех больших и малых начальников, которые “зачищают” российское политическое пространство для бесконечного пребывания у власти путинской элиты. Модернизация, которая по определению предполагает повышение эффективности и снижение затрат, прямо противопоказана стране, правящий класс которой может существовать только в условиях, когда инициируемые им проекты становятся дороже и дороже.
Но что в таких условиях делать простым гражданам? Гражданам, на зарплату которых сегодня начисляются страховые платежи в 34% (тогда как в США 15,3%), но с которых государство пытается получить все больше и больше?
Практически за всё мы платим дважды: государство все активнее финансирует за наш счет дороги, но они скоро станут платными; нарастают ассигнования на здравоохранение и образование, но доля платных услуг растет и там; посещение всей экспозиции недавно открывшегося Московского планетария, на реконструкцию которого было потрачено, по официальным данным, 4,1 млрд. рублей (146 млн. долларов) наших с вами денег, стоит сегодня 1650 рублей с человека, тогда как вход в самый знаменитый в мире лондонский Natural History Museum… абсолютно бесплатен.
И никто не собирается ничего менять. Народ вынесет всё — это у нас наверху давно решили.
Уверен: российская власть не достойна того, чтобы народ платил ей такие деньги. В сложившихся условиях главным требованием к правительству должно стать снижение налогового бремени. Иначе экономика умрет, а инициативные граждане сами купят себе недвижимость в Европе, не отдав кровно заработанное на то, чтобы там ее покупали министры и депутаты. И, в отличие от последних, уедут туда.
Туда, где невыносимая легкость бытия возникает от того, что никто не выносит лишнего.
Взято тут