Не получается потому, что нет необходимой психологической гибкости. Что же это такое? Три Я - состояния в нас, можно назвать суставами души. При хорошей психологической гибкости взаимоотношения между этими частями В – Р – Д легко меняются. Если же отсутствует психологическая гибкость, суставы души срастаются (как любые малоподвижные суставы тела). Родитель и Дитя заслоняют поле деятельности, предназначенное для Взрослого. Взрослый тогда занимается не продуктивной деятельностью, а выполняет капризы Дитяти. Денег нет, но Родитель требует угостить, устроить пышный праздник. Реальной опасности нет, но Дитя требует дополнительных усилий для ненужной защиты. Если Взрослый всё время занят делами Родителя (предрассудками, например) или Дитяти (страхи и иллюзии), он теряет самостоятельность и перестает понимать, что происходит во внешнем мире, становится регистратором событий. «Я всё понимал, но ничего не мог с собой поделать…» или «Всё понимаю, а сказать не могу…»
Таким образом, ПЕРВАЯ ЗАДАЧА – овладеть умением оставаться во взрослой позиции. Что для этого надо сделать? Как оставаться объективным Взрослым? Стать чувствительным к сигналам Родителя и Дитя, которые работают в АВТОМАТИЧЕСКОМ режиме. Подождать при сомнениях. Полезно во Взрослом запрограммировать вопросы: Правда ли это? Применимо ли это? Откуда я взял эту идею? Когда у вас плохое настроение, спросить, почему ваш Родитель бьет ваше Дитя.
Очень четкий пример с Мышкой – её Родитель в ней всегда бьёт Дитя, которое бунтует так часто, что Взрослому и места-то не остается, он просто вытеснен. Что дальше? А дальше всё просто – она подойдет к такому рубежу, когда оставаться такой как есть уже будет не прилично, а другой быть не научилась. «Ломка» будет стоить ей больших нервов и здоровья, если не выдержит – останется навсегда Мышкой, и это её право!
Своего Взрослого надо постоянно тренировать. Во время шторма нельзя обучаться навигации – это образный пример.
ВТОРАЯ ЗАДАЧА – вывести во взрослую позицию своего партнера по общению. Чаще всего это приходится делать по службе, когда получаешь от начальника категорическое распоряжение выполнить задание, которое не представляется возможным. Оно обычно идет по линии Р – Д. Первый ход – амортизация, а затем задается деловой вопрос. При этом стимулируется мышление партнера по общению и он становится в позицию Взрослого.
Пример с Асталавистой (я не знаю произошедшего диалога), да простят мне девушки за использование именно их ситуаций:
Начальник: Сделайте это немедленно! (подотрите пол в туалете) Р – Д
Подчиненный: Хорошо. (Д – Р) А как? (В – В)
Нач: Сами сообразите! Для чего вы здесь? (Р – Д)
Под: Если бы я мог соображать так, как вы, тогда бы я был начальником, а вы подчиненным (надо помягче, если иерархия высокая или разница в возрасте большая) Д – Р
Обычно после двух-трех амортизационных ходов (Дитя начальника при этом не затрагивается) энергия Родителя истощается, а так как поступления новой нет (вы же не оскорбляете), партнер спускается на позицию Взрослого.
Во время беседы всегда следует смотреть в глаза партнеру – это позиция Взрослого, в крайнем случае вверх, как бы отдаваясь на милость, - позиция Дитя. Ни в коем случае нельзя смотреть вниз. Это позиция нападающего Родителя. С детьми так же – хотите поговорить по душам и чтобы вас поняли – не смотрите сверху вниз, лучше чтобы глаза были напротив друг друга.
Оптимизм постоянно приносит результаты.
Пессимисты всегда называют себя реалистами.
ICQ 209-101-027
SABLAN
e-mail: sablan@mail.ru
тел/факс (39042) 6-84-30