Все страхи — от незнания
Саяно-Шушенская ГЭС медленно, но верно начинает оправляться от аварийного шока. Восстановительные работы на станции не прекращаются и не снижают своей активности, даже несмотря на зиму. В числе ближайших планов — запуск на холостом ходу пятого и шестого гидроагрегатов. Что это даст, как повлияет на безопасность станции и как вообще обстоят дела с этой самой безопасностью, рассказали журналистам из Хакасии и Красноярского края специалисты ГЭС.
Временная эксплуатация под постоянным контролем
— Запуск на холостом ходу — это технологическая операция, при которой по водопроводящему тракту проходит вода и турбина вращается без выработки электроэнергии, — объяснил заместитель директора Саяно-Шушенской ГЭС Сергей Бологов. — Это обязательный шаг при запуске.
На подготовке к такому запуску пятого и шестого гидроагрегатов рабочие трудились в три смены, сейчас турбины подготовку прошли, вся документация составлена — дело только за решением Ростехнадзора, на рассмотрении которого все документы сейчас находятся. Но на ГЭС считают, что запуск наименее пострадавших агрегатов (естественно, тщательно осмотренных и отремонтированных) должен произойти до конца этого года.
Пуск на холостом ходу разгрузит немного водобойный колодец, а также еще больше сократит риск обледенения. Вслед за пятым и шестым через какое-то время запустят вхолостую и третий, и четвертый гидроагрегаты, все остальные же будут полностью разобраны и заменены. Ну а со временем заменят и пущенные во временную эксплуатацию турбины.
— Шестой агрегат на момент аварии был остановлен — на нем только что были завершены все ремонтные операции, — напомнил Сергей Бологов. — Единственное, с 327-й отметки снесло все щиты управления, имелись завалы и все было затоплено водо-масляной эмульсией, потому и стоял вопрос о сушке генератора. Сушиться он будет методом вентиляционных потерь, при этом специалисты станут постоянно замерять изоляцию, и как только она достигнет нормативных параметров, можно будет говорить о запуске агрегата в сеть.
Пятая турбина остановилась самостоятельно действием защит — она в разгон не уходила и на нынешний момент имеет те же незначительные повреждения, что и шестая. Хотя, подчеркну, что и на том и на другом гидроагрегате в соответствии с программой завода-изготовителя был выполнен весь объем ремонтных работ, все узлы разобраны и собраны заново, заменены все крепежные детали, крышки турбины, крепления ее к опоре подпятника, выполнены все предписания Ростехнадзора по замене всех систем автоматики.
Как отметил Бологов, агрегаты будут работать в стационарном режиме с нагрузкой в 600 — 640 мВт в зависимости от необходимости — нагружать сверх меры их никто не собирается. Их основная функция даже после запуска в сеть — пропуск воды, ну а выработка пусть небольшого количества электроэнергии — это скорее приятный побочный эффект, а не самоцель на данном этапе. Два агрегата (шестой и пятый) фактически вдвое снизят объем холостых сбросов.
— На ремонте шестого агрегата, длившемся три месяца, в сутки было задействовано от 80 до 200 человек. Ремонт проводит ОАО (!) “Саяно-Шушенский гидроэнергоремонт”, стопроцентная “дочка”РусГидро — это не та компания, о которой говорил Сечин, то было ЗАО, — подчеркнул Сергей Николаевич. — Специалисты, занятые на станции, — квалифицированный персонал, они прекрасно знают оборудование и свою работу — я это заявляю ответственно. Все дефекты на этих двух гидроагрегатах ими заменены под строгим надзором завода-изготовителя (сейчас на станции 14 шеф-инженеров завода) и генпроектировщика — Ленгидропроекта.
Что касается самого поврежденного второго агрегата, то его разборку планируется завершить не раньше февраля: ко всему прочему из-за того, что он лежит на боку, его невозможно поднять краном, приходится разбирать “по косточкам”.
К вопросу о фильтрации...информации
Пока на Саяно-Шушенской ГЭС думают о безопасности и скорейшем восстановлении станции, доморощенные писатели-фантасты придумывают все новые истории о страшных последствиях, имеющихся у плотины после аварии. Специалисты, люди с высшим специальным образованием, проработавшие на гидротехнических объектах не один год, не устают повторять, что тело плотины 17 августа не пострадало. Первым же делом в те дни плотина была тщательно осмотрена и продолжает осматриваться и по сей день — ни разрушений, ни подмывов, ни каких-либо иных глобальных изменений нет и вряд ли появится в ближайшие десятилетия.
Однако разного рода слухи на этот счет продолжают появляться. В том числе и о фильтрации воды, которая идет через плотину, постепенно разрушая ее.
— Когда вода фильтрует через основание плотины (через бетонное тело ничего не просачивается), это не так уж и плохо, — замечает начальник службы мониторинга гидротехнических сооружений ГЭС Николай Стефаненко. — Главное, чтобы фильтровала она не больше, чем надо. А для этого на станции имеется целая система дренажей. Хочу отметить, что под плотиной предусмотрена фильтрация до 100 литров в секунду, на деле же проходит не больше 50 литров.
В середине 90-х много говорили о трещине в бетоне. Она действительно была, и была достаточно протяженной — практически с левого на правый берег. Но в 1996 году ее вылечили.
Трещина эта образовалась потому, что изначально по проекту плотину планировали построить всего за три года с ежегодной укладкой бетона 3,2 миллиона кубов — но этого и сегодняшние технологии не позволили бы.
В результате строительство завершили только в 1989-м, но вот первый гидроагрегат срочно запустили в 1978 году к какому-то празднику, тогда плотина была еще не достроена, и она воспринимала большую нагрузку, чем ей было положено.
Так и появилась трещина. До 96-го года ее пытались вылечить различными растворами, главным образом цементными — но вода цемент вымывала, и все старания шли насмарку. Фильтрация воды через бетон достигала тогда 457 литров в секунду — больше двух бочек воды заливалось единовременно.
И только в 1996-м французская фирма “Солетанш” испробовала на нас свой новый полимер. Тогда планировалось уменьшить фильтрацию в четыре-пять раз, но она уменьшилась в сто раз! Сейчас эта фильтрация не превышает пяти литров в секунду, причем с 97-го года по сегодняшний день она не меняется. Кроме того, специалисты “Солетанш” установили тогда 98 контролирующих датчиков, которые следят за этой трещиной.
Как объяснил Николай Иванович, плотина Саяно-Шушенской ГЭС состоит из нескольких секций и столбов, они окружены швами, которые нужно зацементировать. И в строительный период через особые цементационные скважины в эти швы загонялся раствор, чтобы плотина воспринимала нагрузку как единое целое. Так же залили и трещину, ширина которой, кстати, была максимум два миллиметра. Сейчас скважины не используются — надобности нет.
Александра ПРЯТКИНА
Абакан — Саяногорск — Абакан
Да освятит тебя своей божественной дланью Летающий Макаронный Монстр.