Детский вопрос
Естественно, вопросы безопасности детей стоят особняком. Ведь малыши напрямую зависят от действий своих родителей и водителей, которые находятся рядом на дороге. Так, например, нередко сегодня игнорируется одно из основных требований — перевозить детей в специальных удерживающих устройствах. И это, несмотря на то, что детские кресла снижают степень травматизма ребёнка при ДТП на 52%. Ведь когда происходит удар, непристёгнутого пассажира буквально «кидает» по машине с серьёзным ускорением. В результате возможны травмы, зачастую довольно серьёзные, инвалидизация и даже летальный исход.
Просветительская работа даёт свои плоды, отметила руководитель организации «Движение без опасности» Наталья Агре. И сегодня сознательных родителей становится всё больше — так, специальные кресла стали использоваться на 30% чаще. При этом стоит учитывать, что кресло обязательно должно быть правильно подобрано. Нередко вместо него используют специальную накладку. Однако такой вариант категорически неверный — ведь ремень безопасности в этом случае проходит по шее крохи и способен смещаться, а значит, есть риск удушения и тяжёлых травм с переломом шейных позвонков или ушибами живота при ДТП. Также не стоит размениваться и на слишком дешёвые кресла: они выполнены из некачественной и тонкой пластмассы, из-за чего легко крошатся и трескаются — ни о какой безопасности в этом случае говорить не приходится. «Мы хотим убедить родителей не просто пользоваться детскими креслами безопасности, но выбирать качественные, сертифицированные изделия, которые наверняка сохранят жизнь и здоровье ребёнка», — настаивает Наталья Агре.
Эксперты даже составили для родителей небольшую памятку, которая должна помочь им выбрать правильное кресло для ребёнка. Так, оно обязательно должно соответствовать возрасту и весу ребёнка, тем более что на рынке представлено много разнообразных моделей, выбрать из которых подходящий вариант не составит особой проблемы. Кроме того, в таком сидении ребёнку должно быть удобно, поэтому стоит предварительно примерить кресло под него. Также следует учитывать, что для ребёнка до 3-х лет обязательно должны быть пятиточечные ремни безопасности, которые будут фиксировать его максимально надёжно. Кресло должно легко устанавливаться в автомобиле — его обязательно следует пристёгивать штатным ремнём безопасности.
Подсветка на дороге
Нередко, как говорят волонтёры, от водителей можно услышать жалобы, что пешеходы в холодное время года, когда на улице очень темно, малозаметны. Ведь в большинстве случаев все они одеты в тёмную одежду. При этом стоит учитывать, что для общей безопасности и предупреждения несчастных случаев на дороге водитель обязательно должен видеть пешехода заранее! Человек, который выходит на дорогу без каких-либо светоотражающих элементов, становится виден в свете фар всего за 25–50 метров. Этого зачастую недостаточно, чтобы автомобиль успел затормозить. Специальные светоотражатели позволяют пешеходу стать заметным как минимум за 200 метров.
Сегодня производители детской одежды изначально пришивают специальные нашивки на одежду малышей. Для взрослых предлагаются аксессуары со светоотражателями. Политики и представители региональных властей решили изучить вопрос продвижения стандарта по использованию светоотражающих накладок с Минпромторгом. «Вопрос с Минпромторгом, я думаю, нам удастся решить. Кроме того, будем использовать торговые сети — тоже пригласим их к этой акции, а не только производителей», — пообещала губернатор Владимирской области Светлана Орлова.
Пьянству бой
Особую опасность на дороге, как сегодня утверждают и эксперты, и общественность, представляют собой пьяные водители. Так, в год происходит не менее 10 000 ДТП по этой причине. Причём большая часть из них заканчивается серьёзными травмами и смертью как пострадавших, так и виновников. Причём нередко попадаются и рецидивисты, которые далеко не в первый раз выехали подшофе. И это, несмотря на жёсткие штрафы, принятые в стране. Данное правонарушение из административного стало уголовным, и можно получить реальный срок. «Да, за рецидив либо штраф от 200 до 300 тыс. руб., либо обязательные работы 480 часов, либо лишение свободы на срок до 2 лет. Получаешь судимость по уголовной статье, даже если наказание будет в виде штрафа, — для многих это крест на карьере, — сказал «АиФ» Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы. — Кроме того, если водитель был пьян и в результате ДТП по его вине погиб человек — то от 2 до 7 лет лишения свободы. Если погибли 2 и более человек — от 4 до 9 лет. А то раньше некоторые, угробив человека, отделывались иногда и условным наказанием».
Сегодня в Министерстве юстиции всё чаще звучат предложения проработать закон, согласно которому у попавшегося за рулём пьяницы будут отбирать не права, а сразу автомобиль. С таким предложением ещё в сентябре выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов, имея в виду проект Минюста, где предлагается автомобили нетрезвых водителей помещать на штрафстоянку до уплаты штрафа и расходов на эвакуацию.
«Конечно, за езду в пьяном виде надо наказывать, наказывать строже. Важная часть работы — воспитание культуры поведения на дороге и ответственности за свою и чужую жизни. Например, проведение таких «шокирующих» акций, как «Парад битых автомобилей», которые призваны показать последствия пренебрежения Правилами дорожного движения», — отметил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
«Безусловно, те меры, которые были приняты в рамках совершенствования уголовного законодательства, — об уголовной ответственности за повторный отказ пройти медосвидетельствование или задержание в нетрезвом состоянии, сыграли свою роль. Но остаются люди, которым, как говорится, закон не писан. Здесь мы в большей степени рассчитываем на помощь общества, — рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов. — И уже находим реальную поддержку: и факты, и опросы показывают, что люди готовы сообщать нам о тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии. Причём часть граждан говорит, что применяет к потенциальному нарушителю методы убеждения: отговаривает человека садиться за руль. Есть люди, которые объединяются в некие группы — к примеру, в ночные автопатрули, в так называемые автодружинники или в интернет-сообщества, обменивающиеся информацией о замеченных нарушителях — и по возможности пресекают подобные факты».
Так, например, в Свердловской области действует общественное движение «Взаимопомощь на дорогах — Екатеринбург», которое объединило тысячи неравнодушных людей. Они, заметив нетрезвого водителя, сообщают информацию в ГИБДД, после чего экипаж сразу же отправляется по указанному адресу или маршруту. Только за один месяц такая группа помогла выявить и остановить 12 пьяных водителей.
Внимание переходам
Автовладельцы нередко говорят и о своих претензиях к пешеходам. Ведь многие из последних действительно понятия не имеют о правилах поведения на дороге — выскакивают вне положенных для перехода мест, перебегают на красный свет и пересекают нерегулируемые переходы с нарушением всех норм и требований. «Анализ происшествий показывает, что, несмотря на инженерные решения по созданию удобных пешеходных переходов, главной проблемой остаётся безалаберность наших граждан. Три четверти наездов происходят там, где переходов нет», — поясняет Виктор Нилов.
Последние законодательные инициативы ГИБДД способствовали усилению мер безопасности как для автовладельцев, так и для пешеходов. По факту же, многие до сих пор игнорируют предписанные правила. Так, например, сейчас законодательно запрещён обгон по пешеходному переходу, независимо от того, идёт по нему человек или нет. Кроме того, если одна машина притормозила возле «зебры», так же следует поступить и другим. Также в правилах ГИБДД предусмотрено и дополнительное сооружение искусственных неровностей в зоне перехода — сегодня они обязательны возле детских учреждений. Эксперты и волонтёры рекомендуют дополнительно оборудовать пешеходные переходы камерами видеофиксации. «Мы не можем уменьшить количество машин, но мы обязаны делать всё для чёткой организации движения. Сегодня можно услышать гораздо меньше жалоб, благодаря установке новых светофоров и более удобному режиму их работы. В итоге статистика показывает, что, несмотря на рост автопарка, число ДТП снизилось — с начала года их в Орле произошло 411», — отчитывается мэр г. Орла Василий Новиков.
Сегодня применяются разные меры, чтобы научить пешеходов больше заботиться о своей безопасности. Так, например, в Костроме малообеспеченным семьям раздали светоотражатели. Дети в Ярославской и Тюменской областях стали союзниками правозащитников — они убеждали взрослых, что необходимо иметь на одежде специальные светящиеся элементы.
Основной проблемой сегодня в ГИБДД и правительстве считают… гаджеты — люди, переходя дорогу, разговаривают по телефону или играют в игры на своих планшетах и в результате попросту не контролируют ситуацию вокруг себя и легко могут попасть под автомобиль. Депутаты Калининградской областной думы уже подготовили законопроект, который предусматривает поправки в КоАП. За разговор по телефону на регулируемом пешеходном переходе они предлагают штрафовать на 500 руб., а на нерегулируемом — от 500 до 800 руб. Впрочем, одновременно предполагается и наказание водителю — если его разговор по телефону стал причиной ДТП. Ведь, напомним, за безопасность движения ответственны оба — и автолюбитель, и пешеход.
Не загораживаем дорогу
Сегодня нередки ситуации, когда при ДТП два автомобиля ждут экипаж ДПС для разбора, а в них кто-нибудь врезается ещё. Иногда люди гибнут буквально на ровном месте. И далеко не всегда ситуация, вынудившая их остановиться и ждать представителей ГИБДД, действительно этого требует.
Сегодня автолюбителям предлагается такой вариант, как Европротокол. Это упрощённая процедура оформления ДТП, когда водители самостоятельно могут зафиксировать все дефекты и не вызывать для этого экипаж. Правда, пока ещё им пользуются только 25% водителей.
«На момент принятия закона и вступления его в силу мы делали прогнозный анализ, сколько будет ДТП с мелким материальным ущербом, — поясняет он. — Оценочно получалось 1,2 млн. Но по факту, на конец прошлого года у нас было уже 4,5 млн таких ДТП», — говорит заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. ГИБДД заинтересована в том, чтобы количество таких аварий уменьшалось, поэтому были упрощены некоторые барьеры оформления подобного рода протокола. Кроме того, ввели штраф в размере 1000 рублей каждому водителю, если они попали в ДТП, соответствующее Европротоколу, и самостоятельно не решили проблему, вызывая серьёзную пробку на дороге.
По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, страховщики в долгосрочной перспективе хотели бы довести уровень аварий, оформляемых по Европротоколу, до 50%.
Все эти меры, по словам участников проектов в сфере безопасности дорожного движения, должны привести к снижению числа ДТП, а также уменьшению количества травм и смертельных исходов в результате каких-то происшествий на дорогах. Информационную поддержку всем этим мероприятиям, в том числе в виде подготовки и публикации материалов на юридическую тематику, оказывают не только эксперты и общественники, но и пресс-центр ГИБДД, а также дирекция ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». На сайте и в газете «АиФ» уже опубликованы 5 заметок и репортажей, подготовленных при их содействии. Они стали результатом большой и эффективной работы, целесообразность которой была отмечена обеими сторонами.