Металлы и оружие: в каждом самолете частичка России
Помимо традиционных стали-чугуна, мы поставляем на мировые рынки, например, титан. Крупнейший мировой производитель этого металла и деталей из него находится в Свердловской области, в Верхней Салде. Авиагиганты «Эрбас» и «Боинг» (а также еще более 250 зарубежных компаний) ничего произвести не смогут без продукции суровых салдинцев. Rolls-Royce тоже покупает на уральском заводе титан для авиадвигателей. Так что можно, конечно, посмеиваться над тем, что отечественный «Суперджет» на 80% состоит из импортных деталей, но и в импортных самолетах летают отечественные детали.
При этом титан - это больше чем металл. Речь идет о высокотехнологичном сплаве с уникальными характеристиками, а вовсе не о простой переплавке в слитки добытой руды. Титан настолько уникален, что его не производят про запас- только под конкретное изделие. В титановой губке, которую используют в авиастроении, опасны даже микроскопические примеси. Поэтому тот факт, что продукцию ВСМПО-АВИСМА закупают ведущие мировые компании, ставящие безопасность на первое место, говорит о высоком доверии к российскому производителю.
Блокпакет ВСМПО-АВИСМА принадлежит гос-корпорации «Ростех». Кто не знает - крупнейшая из гос-корпораций, создали ее восемь лет назад специально для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции - гражданской и военной. 700 организаций в 15 холдингах, 450 000 сотрудников. Организации «Ростеха» поставляют продукцию на рынки более 70 стран мира, выручка - около триллиона рублей. А значит, они явно что-то производят!
При этом посмотреть на 6 лет назад - госкорпорации было передано на баланс 437 предприятий. Их общий убыток составлял 60 млрд. рублей. Треть этих предприятий находилась в предкризисном и кризисном состоянии, 28 - в стадии банкротства. Сергею Чемезову (генеральный директор ГК «Ростех») удалось не только восстановить утраченные технологические цепочки, но и возродить и оптимизировать систему управления отраслью. За эти семь лет изменилась вся организация промышленности и сама корпорация.
Машины и оборудование: поставляем в 40 стран мира
Над отечественным автопромом в России не издевается только ленивый. Мало кому при этом известно, что листы металла, которые потом превращаются в кузова автомобилей на многих зарубежных заводах, включая японские и корейские, штампуются на прессах... воронежского производства.
Известные в советские времена флагманы нашего машиностроения тоже вопреки распространенному мнению далеко не все развалились. «Уралмаш», например, сейчас поставляет оборудование более чем в 40 стран мира - это краны, экскаваторы, буровые установки и ряд других малоизвестных обычному потребителю, но оттого не менее важных машин. А «Уралвагонзавод» придумал и создал суперсовременный трамвай, который немцы сравнили с бэтмобилем и признали, что это новый стандарт в сфере общественного транспорта в мире.
А еще страны дальнего и ближнего зарубежья закупают в России тепловозы, электровозы, вагоны, грузовики, сухогрузы...
И как минимум пятьдесят процентов всего машиностроения это опять-таки «Ростех». И надо понимать: нынешнее машиностроение совсем не то, что было в суровые девяностые и даже в радужные на перспективы двухтысячные. КамАЗ полностью модернизировали - привлекли немецкий Даймлер, теперь это грузовые автомобили мирового уровня, которые продаются в Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию. АВТОВАЗу, которым в 2000-х в буквальном смысле рулили бандиты, пришлось полностью сменить управляющую верхушку, а позже провести его через процедуру банкротства. Потом привлекли стратегического парт-нера - Renault - Nissan. В итоге: новые модели, инвестиции. А идею новой модели Lada XRAY уже копирует Mitsubishi. В общем, направление правильное.
Идем дальше. Входящий в «Ростех» холдинг «Вертолеты России» занимает 14% мирового (мирового!) рынка. Причем в мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) составляет 71%.
Еще одно предприятие корпорации - «Технопромэкспорт» обеспечивает работу ГЭС в Афганистане, ведет переговоры о строительстве новых ТЭС в Пакистане, присутствует на энергетическом рынке Алжира и Анголы.
Электроника, оптика: для кораблей и телескопов
Какая такая российская радиоэлектроника? Да, обычному потребителю она мало знакома. Поскольку речь идет, например, о морских, авиационных навигационных системах, бортовом оборудовании. Одно из российских предприятий - мировой лидер в этой сфере. Продукция Лыткаринского завода оптического стекла обычным россиянам тоже мало известна. А за рубежом завод прославился как производитель зеркал для обсерваторий. В частности, именно ему было доверено изготовление зеркал для телескопов Гринвичской королевской обсерватории в Великобритании.
Надо ли говорить - завод входит в состав холдинга «Швабе», который входит в состав «Ростеха»... Если быть точнее, «Ростех» - это и есть вся российская микроэлектроника и радиоэлектроника. Корпорация также разрабатывает системы управления воздушным пространством.
Технологии: и даже в коллайдере...
Многие знают, что американские ракеты летают на наших двигателях, реже упоминается другой проект - Россия построила целый космодром во Французской Гвиане. Оттуда Франция будет запускать ракеты, которые также будут строиться в России.
Еще пример: наши технологии переворачивают мир. Ну или хотя бы представление о мире. Наверняка слышали - на границе Франции и Швейцарии заработал адронный коллайдер, с его помощью ученые приступили к поискам антиматерии («Комсомолка» много писала о коллайдере - см. сайт). Эксперимент удивительный, уникальный, без шуток - рывок науки. Так вот: создание коллайдера без нас не обошлось. Углепластиковые опорные конструкции для установки ATLAS сделали наши - обнинское научно-производственное предприятие «Технология» (кстати, часть того же «Ростеха»).
Ни одна другая организация в мире не взялась - боялись, не справятся, нужна уникальная точность. И, между прочим, именно наш ATLAS зафиксировал тот самый бозон Хиггса, который перевернул научный взгляд на устройство Вселенной.
Высокотехнологичной продукцией является вооружение и военная техника, которую РФ экспортирует за рубеж. В 2014 году военный экспорт превысил 15,5 млрд. долларов. Причем он стабильно держится на этой отметке последние три года. Здесь Россия занимает второе место после США. И это несмотря на то, что после распада СССР на территории РФ оказались далеко не все предприятия советского ВПК.
КСТАТИ
А вы говорите - только нефть да газ
«Ростех» заявляет, что не станет работать меньше на оборонку - это безопасность страны и граждан, - но при этом есть планы на расширение, что называется, «гражданской составляющей». Уже к 2020 году соотношение между гражданским и военным производством должно достигнуть 50 на 50.
Подведем итоги. Вовсе не обязательно заваливать полки западных магазинов дешевой одеждой или игрушками. Специализация на строительстве сложных промышленных объектов по всему миру - ГЭС, ТЭС, АЭС, производство вертолетов, самолетов, кораблей, участие в проектах «Эирбас» и «Боинг» - это ничуть не менее, а на самом деле куда более престижно и выгодно, чем продажа дешевого ширпотреба. Россия нашла свое место на мировых рынках высокотехнологичной продукции и укрепляет позиции на них.