Офис как генератор идей
Хотите свободы и независимости фрилансера, но дома дети, телевизор, тёща шумят так, что работать совершенно невозможно? Или же вам, руководителю маленькой фирмы, не нужен целый офис с дорогущей арендной платой, а требуются только два рабочих места? Для всех творческих, свободных и других работников придумана новая модель офиса — коворкинг.
Коворкинг (от англ. сo-working — «совместно работающие») — это модель работы. Её смысл заключается в том, что, вместо того чтобы работать дома, люди (часто фрилансеры) снимают общее помещение, оставаясь независимыми и свободными, но не испытывая при этом недостатка в общении, работая вместе, делясь идеями и помогая друг другу. Своеобразный генератор идей.
Место для свободных художников
В 2005 году программист Брэд Ньюберг решил совместить две, на первый взгляд, несовместимые вещи: офисную работу с её рабочим местом и соседями-сотрудниками и фриланс с его свободным графиком и творческим подходом.
Решение было простым: Брэд Ньюберг арендовал большое помещение в офисном здании и предложил использовать его для работы таким же свободным художникам, как он сам.
Эта схема организации офиса тут же получила название «коворкинг» и за четыре года стала популярна во всём мире. Коворкинг-офисы росли как грибы после дождя в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге.
Приятные мелочи
В коворкинг-офисах можно встретить полностью оборудованные рабочие места и дополнительные приятные мелочи. Стол, стул, компьютер, по необходимости — принтер, сканер. Отдельный или совместный телефонный номер. Это из оборудования.
Из приятных мелочей могут быть переговорные комнаты, отдельная кухня, собственная кружка... Об уборке офиса тоже можно не думать.
Варианты посещений таких офисов могут быть разными: дневными, ночными, эпизодическими, постоянными. Соответственно и тарифы тоже. Например, в Санкт-Петербурге совместное рабочее место может обходиться в десять тысяч рублей.
Но не все фрилансеры готовы отдавать деньги за то, чтобы работать. Пусть и с комфортом. Это зависит от самого человека. Одному достаточно провести безлимитный Интернет домой и творить, а другому кроме паутины нужно и живое общение.
Уральская пирамида
В 2008 году и в Челябинске появился первый коворкинг-офис. Его недвусмысленно назвали «Пирамида».
Первый в Челябинске (на Южном Урале и в независимой республике Улан-Батор) коворкинг-офис — по совместительству инкубатор фрилансеров. Офис состоит из двух помещений: малого, площадью 15 квадратных метров, и большого, площадью 55 квадратных метров.
Такое название для нашего проекта мы выбрали не случайно. Слово «пирамида» несёт в себе очень глубокий смысл дзен-буддизма и египетской мифологии. Ведь всем известно, что египетские пирамиды были построены инопланетянами.
И все, кто попадает в нашу «Пирамиду», подключаются к внеземному разуму. И, разумеется, многие фрилансеры знают, что это не простая пирамида, а финансовая. Поэтому, уважаемые, не арендуйте у нас рабочие места ни в коем случае — такой текст можно увидеть на сайте организации.
К сожалению, кризис внёс свои коррективы.
— Наш проект просуществовал несколько месяцев, но кризис сделал своё дело. Пришлось временно закрыть коворкинг-офис. Через какое-то время, скорее всего летом, мы сможем вернуться к этому проекту, — сообщил один из организаторов коворкинг-офиса «Пирамида» Алексей Кувалин.
Стоимость рабочего места составляла 3500 — 5000 рублей в месяц. Несмотря на недолгую жизнь, это направление и сегодня продолжает быть интересным. Наверняка в нашем городе коворкинг ещё получит развитие.
Статус не важен
Как пишет Википедия, коворкинг не накладывает особых ограничений ни на профессию и статус участника, ни на параметры помещения и сообщества. Большинство принципов коворкинга пришли из таких движений и моделей, как оpen source, фриланс и аутсорсинг.
Участники первого движения открывают исходные коды своих программ для общего доступа, почти не преследуя финансовой выгоды. Участники движения коворкинга действуют практически так же: они делятся своим опытом и идеями на общих веб-сайтах.
Фриланс. Модель свободной работы без жёсткого контроля заказчика, с самостоятельным поиском заказов и ответственностью за свою продуктивность, карьеру и доход нашла выражение и в коворкинге.
По сути общий офис всё так же не ограничивает участников в свободе, но при этом процесс поиска заказчиков, вызревания идей и сплочения команд происходит быстрее.
Аутсорсинг. Место, территориально объединяющее множество свободных художников, в основном предназначено для создания соответствующей рабочей атмосферы.
Но и для работодателей такая модель является полезной: фрилансеры в общем офисе теоретически способны сплачиваться и организовывать работу над большим проектом быстрее и продуктивнее, чем те же фрилансеры, доступ к которым есть только через Интернет.
Поэтому основной принцип аутсорсинга («оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других») хорошо встраивается в структуру этой модели.
А оно мне надо?
Чтобы понять, близка ли вам подобная схема организации работы, можно задать себе несколько вопросов:
— Есть желание снять офис, но финансы не позволяют?
— Работать дома невозможно?
— Негде встречаться с заказчиками?
— Не хватает живого общения?
— Есть множество идей для совместного бизнеса?
— Нет дома настольного тенниса?
Последний вопрос, конечно, не очень серьёзный, но иногда и наличие настольного тенниса в офисе может сыграть свою роль.
Коворкинг идеально подходит для фрилансеров, которым сложно организовать работу дома, для реализации новых проектов — стартапов и для некоторых фирм, которые хотят выйти на региональный рынок. Порой удобнее снять рабочее место, чем целый офис.
* * * * *
РЫНОК
Возмутительная ставка
Требования к заёмщикам по ипотечным кредитам должны быть ужесточены, считает глава Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства Александр Браверман. Ужесточение требований к заёмщикам поможет избежать американского синдрома, отметил руководитель фонда. По его мнению, сегодняшняя ставка — 18 процентов — является запретительной.
Ещё в начале марта о возмутительной ставке говорил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
— Речь идёт о том, чтобы окончательную ставку по ипотечным кредитам сделать ниже инфляции, а 18 — 20 процентов, под которые выдаются средства сейчас, неприемлемы, — сказал он.
Аркадий Дворкович привёл в качестве довода расчёты экспертов, в соответствии с которыми для того, чтобы ипотека стала более доступной, необходимо, чтобы ставка по кредитам была ниже 15 процентов. В принципе можно было не платить экспертам за их расчёты. Достаточно было обратиться к среднестатистическому жителю страны.
Дворкович отметил, что правительство намерено и дальше помогать гражданам в кризисной ситуации, но это не значит, что с самих заёмщиков снимается всякая ответственность. По его словам, кризис — это не повод не платить по долгам просто потому, что этого не хочется делать.
К концу года объём просроченной задолженности по ипотечным кредитам может увеличиться в два раза по сравнению с существующим уровнем. Однако вряд ли он перешагнёт границу в пять процентов от объёма выданных кредитов. Однако если судить по опыту других стран, то цифры могут быть выше 20 процентов.
Чьи ЖНОГи
Рынок жилья спасут ЖНОГи, считают чиновники. Под этой аббревиатурой, странно звучащей для русского человека и обозначающей «жилищные некоммерческие объединения граждан», скрывается аналог жилищных кооперативов.
Для большинства россиян этот опыт остался в далёком советском прошлом. Именно ЖНОГи, как оказалось, являются чуть ли не главным пунктом в списке антикризисных мер правительства по поддержке строительной отрасли, сообщает газета «Коммерсантъ».
Идея возращения кооперативов появилась на рынке ещё в 2004 году, когда законодатели трудились над так называемым жилищным пакетом законопроектов, необходимых для реализации национальной программы «Доступное и комфортное жильё — гражданам России».
Именно кооперативы, исключающие из процесса строительства домов девелопера (чьи функции — привлечение финансирования, заключение договоров с подрядчиками-строителями и так далее), позволят строить дешевле, а значит, сделают жильё более доступным, надеялись приверженцы ЖНОГов в 2004 году. Но идея так и осталась просто идеей. Зато теперь финансовый кризис дал ЖНОГам ещё один шанс.