Есть еще психологический момент – мы почему-то не хотим проводить обработку игроков. С ними нужно беседовать, может, известным людям приезжать, чтобы объясняли, вызывали азарт, энтузиазм, где-то даже обиду провоцировали.
И беречь игроков, лелеять, не уничтожать их, как Эдуарда Стрельцова. Взяли нашего лучшего игрока и посадили в тюрьму! Чтобы появлялись такие, как Лев Яшин и Стрельцов, надо давать дорогу молодежи. Вот сейчас у немцев «золотой» гол забил самый молодой игрок (Марио Гётце. – Прим. ред.), 22 года. У него ни жены, ни детей – летит на бешеной скорости вперед, готов любым разворотом ноги ударить, он мечтает забить! А когда человеку за 30, даже за 25, он уже не тот. Как Аршавин заявляет: «Ваши ожидания – ваши проблемы». Или Фабио – тот вообще ни с кем не встречается.
– Вы же пригласили его в Госдуму…
– Мы, депутаты, зовем, но он не желает. Он, видите ли, обиделся, он может уехать. Что это за тренер вообще? Зачем подбирать таких людей? Я представляю, как он себя в команде ведет – капризничает и ставит условия.
Надо менять тренера, подбирать команду, готовить с детства, помогать им, побольше детских футбольных клубов, школ. Надо защищать, спасать наши команды! Помню, томская опускалась на дно и обращалась за помощью, еще кто-то. Надо поддерживать их! Деньги на развитие спорта изымать у наших олигархов, они заморозили миллиарды долларов, у них в руках бюджет страны, а мы не можем помочь спорту. Хотя футболу уже помогли – у нас самый дорогой тренер и игроки хорошо получают. Но это все вверху, а внизу болото. Надо снизу делать!
Поменьше иностранных тренеров, иностранных игроков, поменьше выездов наших игроков за рубеж, и тогда шансов на успех будет больше. 48 лет назад, в 1966 году, на чемпионате мира мы стали четвертой командой, смогли дойти до места, близкого к призовому, еще чуть-чуть – и была бы бронза. Мы дважды были олимпийскими чемпионами – в Мельбурне и Сеуле, то есть у нас есть шансы, возможности.
– Если не Капелло, то кто – Газзаев, Слуцкий?
– Это пускай специалисты решают. Но тренер должен быть только своим. Неприятно, когда иностранец, это унижает. Сразу недоверие нашим футболистам, которые уже закончили играть. Что, они не могут быть тренерами сборной? Вполне! Прогнать надо всех через сборную: полгода один, полгода другой – года за три проявится Тренер. Но ставку делать на молодежь – это и тренера касается, и игроков.
Никогда западный тренер не будет стараться вывести нашу команду повыше, чтобы она победила или хотя бы приблизилась к призовым местам. Что Гус Хиддинк был, что сейчас Фабио Капелло, они работают на Запад. Они прикидываются, что-то, может, даже делают, чтобы хоть как-то оправдать контракт и зарплату, но внутренне не желают победы русской команде. Потому что западники. Другое дело, если был бы болгарский тренер, югославский, словацкий. А эти итальянцы, голландцы полностью на стороне Запада!
О нас плохое мнение за рубежом: о, русские не умеют играть, иностранцев набрали, пусть они их по-учат. Это тоже унижает. Если бы у нас спикером был иностранец, я бы не остался в Госдуме. Что это такое, будет он нас учить, как выступать, как законы принимать!
– Зарплата Капелло – 7 млн евро. Перебор?
– Это недопустимо! Зачем нам такой дорогой тренер? Если бы он привел нас к победе, хотя бы к 3 му месту. А так, получается, мы платим самые большие деньги за самый плохой результат. Это что такое? Смешно! Гнать надо президента РФС. А Минспорта? На Олимпийские игры они поставили Плющенко. Говорю: «Уберите его, он больной человек, спина – одни шарниры». Нет, оставили. Что это? Мафия, заплатили? У вас молодой парень Ковтун, пусть бы он не взял золото, но через четыре года мог бы стать звездой. Так и в футболе – двигать молодежь и тренеров ставить только своих.
«НУЖНО, ЧТОБЫ ИГРОКИ ПРОНИКЛИСЬ НЕНАВИСТЬЮ КО ВСЕМ ЕВРОПЕЙСКИМ КОМАНДАМ»
– Вы сказали, известным людям надо приезжать к игрокам. Вы бы приехали?
– Так я хотел!
– Что бы сказали перед ЧМ?
– Сказал бы: «Ребята, для вас это, может быть, только спортивное соревнование, но для России чемпионат мира имеет большое морально-политическое значение. Нас гнобят каждый день по всем направлениям. У нас нигде нет успехов, у нас падают ракеты, не хватает своего продовольствия, лекарств, нас критикуют, нам мешают, вводят санкции, то есть с нами идет война. Единственная площадка, где мы можем показать, что лучше и сильнее, – это футбол, который смотрит полпланеты, это самый влиятельный вид спорта. Помогите, спасите, защитите! Вы сегодня наши Курчатовы, Жуковы, Суворовы, вы ведете в бой спортивную дружину. Эффект будет для всех, большой стимул для хорошего настроения – больше детей родится, больше людей останутся живы. У нас будет хорошее лето! Вы должны понять, что европейские команды – это в основном страны НАТО, они готовят против нас войну. Они ее уже ведут – Донбасс горит, Ростов обстреливают. Вы на переднем краю фронта должны спасать Россию! Вспомните о миллионах погибших в войнах земляков, они и сегодня гибнут сотнями».
Нужно, чтобы игроки прониклись ненавистью ко всем европейским командам – Голландии, Германии, Франции и так далее. Надо показать, что футбольная арена это поле сражения, что каждый выход нашей сборной – это как Московская, Сталинградская, Курская битвы. «Защищайте Родину! Вы получите свои деньги, о них не думайте. Честь и настроение нации нельзя купить за деньги. Мы не можем, заплатив людям, заставить их искренне улыбаться. Только если вы выиграете и станете чемпионами!». Психологическая подготовка обязательно нужна.
– Иностранец такого не скажет?
– Конечно! Фабио про нас ничего не знает, он технический специалист – работает или не работает мотор, давление, тормоза, надо ли залить масло. Он не понимает, что стране нужен праздник. Этим летом ничего другого уже не будет, оно наполовину уже прошло. Проиграли – ухудшилось настроение всей страны. Вы на переднем фланге, на вас смотрят 150 миллионов. Дети смотрят, с чем они дальше будут расти? Теперь четыре года ждать другого чемпионата, а они хотят радоваться сегодня, хотят выйти с флагами на улицы во всех городах, хотят кричать: «Ура! Мы победили, мы первые».
Надо рассказать, что проигрыш футбольной сборной – это плевок по России, это удар нам по морде, это об нас ноги вытерли. Нельзя проигрывать! Немцы всему миру показали, уже в четвертый раз. А мы – ни разу. Надо объяснять, умолять, в ногах валяться, упрашивать, угрожать, тогда будет какое-то воздействие. Чтобы они шли на поле и помнили, что к ним обращались те, за кого голосуют миллионы, то есть все граждане, а не просто какой-то психолог, тренер, федерация.
Нужно было погнать в Бразилию нашего министра Мутко, председателя правительства, чтобы там сидели на трибунах и помогли вырваться в 1/8 финала, а потом в четвертьфинал. Депутаты должны были поддерживать, они сидели там на трибунах, но никто же не знал, что они там были. Вот вы знали?
– Нет…
– Потому что приехали как любители футбол посмотреть. Челноки, туристы, позор! По-другому надо делать. У нас в стране духовное имеет большое значение. В Германии не будут кричать: «Вперед, за Родину!». Отступать? Отступаем. Наступать? Наступаем. Холодный расчет, прагматики. А у нас надо: «Вперед, за царя, за Отечество, за Родину!». Героизм, дух! Это все надо учитывать. Пока эта духовная составляющая есть, пока она еще теплится, надо ее использовать. А мы только чистоган – деньги, деньги. Кто сколько получит, кто куда поедет, у кого с кем контракт...
«РОССИЯ ДЛЯ КАПЕЛЛО – СПОРТИВНЫЙ ЧЕРКИЗОН»
– Обижает, что Капелло не хочет приехать в Думу?
– Конечно, он игнорирует высший орган власти! Понятно, согласно принципам ФИФА государство не вмешивается в футбольные дела. Мы и не вмешиваемся, но мы вправе заслушать его, это же наш футбол, наша команда! Что он скажет нам как тренер? Но он, видите ли, не хочет. Значит, он не желает победы нашей команде! Вроде в Англии его куда-то приглашали, он обиделся и уехал. Теперь вот здесь. Таких и брать не надо, даже близко! Он приехал заработать, Россия для него – спортивный Черкизон: платите – я приеду, не платите – поеду дальше. Спортивная панель, кто больше даст!
– А что бы вы у Капелло первым делом спросили?
– Почему он такой плохой тренер? Он видит, что не в состоянии подготовить команду для выхода хотя бы в 1/8 финала? Видит! Почему же тогда остается работать? Подними руки вверх, извинись и уйди. Ты же работаешь только ради денег. А ведь эта команда имеет значение для всей нашей страны. Ему наплевать и на команду, и на Россию.
– Согласны, что наши играли плохо?
– Слабо, плохо, без энтузиазма, без огня, без рвения, потому что не подготовили ни тренер, ни общество, ни РФС. Толстых слишком холодный человек, он не вызывает у меня симпатий. Кто он такой? Его никто не знает! Раньше в сборной работал Романцев, РФС руководил Колосков, и их фамилии звучали везде. Что-то выиграли, в Кремле награждали, меня позвали. Я пришел, жал им руки. Сейчас – ничего, никаких контактов что после поражений, что после побед.
– Сильно расстраиваетесь, когда наши проигрывают?
– Никогда ни по какому поводу не расстраиваюсь. И всем советую – не надо портить здоровье, у нас и так каждый день стрессовое состояние. Вчера проиграли, сегодня поезд в метро, завтра Донбасс горит, так вся страна с ума сойдет, мы все умрем раньше времени. Зачем? Жить и жить! Широкая улыбка на лице, конечно, не нужна, но и не надо по каждому поводу расстраиваться. Мобилизация нужна – плохо ли, хорошо, давайте жить дальше, давайте биться и радоваться!
«ПОСТАВИЛ ДЕПУТАТА НА ВОРОТА И ПРОБИЛ В «ДЕВЯТКУ»
– В советские времена футбол был лучше, чище?
– Мне кажется, тогда мы меньше болели, нам сообщали результат, и все. Не было фанатов, никто ничего не поджигал, не громил, не выворачивал стулья и никого не оскорблял. Пошли люди на стадион, посмотрели, ушли. Мы не слышали про стычки и столкновения. Никаких гонораров у футболистов не было, небольшая зарплата. На голом энтузиазме занимали в спорте высокие места. Наши люди были в первой тройке-пятерке во всех видах. А сейчас часто случайно выигрываем.
Тогда, конечно, была система, тогда в спорт можно было идти всем. Я сам увидел объявление и пошел записался в бесплатную футбольную секцию. Тренер посмотрел, что я плохо играю: «До свидания!». Это было в Алма-Ате, где играл «Кайрат». Но чего я, русский человек, буду болеть за «Кайрат»? Не по-русски это. Конечно, когда уехал, кончился для меня «Кайрат». Потом было знаменитое «Торпедо», потом за «Динамо» болел, за «Спартак», за ЦСКА… Разброд, потому что в семье не было традиций, родители и родственники ни за кого не болели. Только средний брат Александр ловил по радио футбольные репортажи. А я – политические передачи. Он: «Скорее, сегодня матч передают!», а я слушаю: «Лидер парламентского большинства в Лондоне заявил…». Или в 1957 году: «В Москве разоблачена антипартийная группировка Маленков, Молотов, Шепилов». Вот что меня интересовало, поэтому сейчас здесь сижу.
– В детстве играли в футбол?
– Конечно, во дворе. У меня был энтузиазм – давай вперед, в атаку на ворота противника. В спортивный лагерь МГУ ездил, там тоже играли отряд на отряд, палатка на палатку. Но у меня с дыханием тяжело – быстро выдыхаюсь, до сих пор врачи не могут понять, что это. Проходил обследование, энергокод – ложишься, кругом датчики и потом дают таблицу. У меня подача кислорода вниз больше, чем вверх, доверху кислород не подается. Какая-то артерия уже, чем надо, по ней кровоток меньше.
– На стадион часто ходили?
– Ходил. 1965 год, в Москву приехал Пеле, я пошел в «Лужники». Мода, кругом все кричали – Пеле, Пеле! Потом тоже изредка бывал. Я же был чужим в Москве, не было у меня такого, чтобы знакомые ребята куда-то ходили болеть – в общежитии все иногородние, их любимые команды остались там, откуда они приехали. Отрыв от школы, от своего двора, родственников, все с нуля. И проблемы – питание, одежда, ехать на занятия… Сложно было. Не было такого состояния успокоения, чтобы сказать: «Пошли поболеем за нашу команду, посмотрим, как они тренируются».
– Вышел «Закон о болельщиках» – меньше будет насилия и грязи?
– Я уверен, наши болельщики перенимают все у западных фанатов. Там кидают стулья – давай и мы кидать. Там оскорбительные лозунги – давай и мы сделаем. Мне кажется, наши болельщики изначально все-таки добрые. Они перенимают – как раньше перенимали: там рок – давай и мы рок, там джинсы – давай и мы джинсы.
Конечно, можно сделать так, чтобы эксцессов, хулиганства, избиений стало меньше. Закон есть, и он нужен. А то во вратаря петарду кинули, чуть глаза ему не сожгли.
Кстати, мы, ЛДПР, самыми первыми стали фанатам помогать. 20 лет назад они к нам пришли – Шпрыгин (президент Всероссийского объединения болельщиков. – Прим. ред.), сейчас уже чиновник, большая фигура, а тогда возглавлял клуб болельщиков «Динамо». Они приходили в этот кабинет, поздравляли меня с днем рождения. Мы им помогали, когда их задерживала милиция. Оплачивали им вагон, чтобы съездили в Волгоград поболеть за любимую команду. Единственными из парламентских партий шли им навстречу. Наш парень, активист Валера Тишняков, с ними контактировал. Но после 2010 года, когда они выступили на Манежной, Кремль сам решил заняться фанатами.
Депутаты у нас в футбол играют, в ЛДПР тоже. Помню, на стадионе «Динамо» была встреча Госдумы с каким-то зарубежным парламентом. Когда все закончилось, я просто так, мяч был свободный, вышел на поле. Поставил депутата на ворота и пробил прямо в «девятку». Я в жизни туда не попадал! Естественно, все решили, что я – Пеле, бешеный успех! Говорили: смотри, вышел и пробил в «девятку». А я случайно попал.
«МЕССИ, ПОЧЕМУ ТВОЯ КОМАНДА ДОЛЖНА БЫТЬ ЧЕМПИОНОМ?»
– Кроме сборной России, за кого болели на чемпионате мира?
– Я почему-то начал болеть за Бельгию, мне казалось, они собранные. После Бельгии болел за Голландию, а в финале за Аргентину – по принципу «за слабых» и по политическим мотивам. Раз все делают ставку на немцев, по предварительным предсказаниям они должны были выиграть – 1:0, тогда я за Аргентину. Германия нам пакостит все время в политическом плане, моих дедушку с бабушкой расстреляли. От аргентинцев нам никакого зла нет, они от нас далеко. Хотя понимал, что немецкая команда более собранная, классная – она и победила. Но если бы были пенальти, еще неизвестно, как сложилось.
Кстати, я сторонник того, чтобы убрать дополнительное время – сразу пенальти. Сколько можно людей на измор брать? Не надо пять, трех хватит, кто больше забьет, тот и чемпион.
– Вы в «Твиттере» писали, что ставите на Бельгию и Голландию.
– Да, с Бельгией я выиграл, когда мы проиграли ей 0:1. Я сказал, что проиграем и счет будет 0:1 – угадал. Потом я дальше ставил на нее, но она сошла. Потом Голландия мне нравилась, это, в общем, одно и то же с Бельгией, там в основном фламандцы.
Когда выиграл на Бельгии, деньги мне отдали только Торшин, зампредседателя Совета Федерации, и Васильев из «Единой России». Остальные проигнорировали. Бессовестные люди! Получается, выигрыш составил 10 тысяч. Я, когда проигрываю, отдаю.
– Финал смотрели в компании?
– Дома сидел. Какая компания, и так в два часа ночи закончили, я в полтретьего уснул! Убедился, что счет минимальный – 1:0, предсказание сбылось. Действительно, немцы были настойчивее и сыграннее, хотя и аргентинцы старались. Если бы не было дополнительного времени, по пенальти могли выиграть – родные стены, их континент, их погода, климат.
– Месси признали лучшим игроком турнира. Вам нравится, как он играет?
– Не особенно. Еще не понравилось, как он себя повел после матча. Ходил такой расстроенный, плевать ему на «Золотой мяч», он хотел стать чемпионом. Месси, почему твоя команда должна быть первой? С какой стати, если ты себя не показал? Другие будут чемпионами. Второе место разве плохо?
Вот немец красивый гол забил, такие редко бывают. Он выложился весь, мяч попал на ногу – и в самый угол. По касательной шел, еще бы чуть-чуть – и мимо ворот. Вратарь не знал, куда мяч полетит, падал в ближний угол, а немец ударил в дальний.
Что не понравилось в финале – когда руками за майки тянут, бьют в голову, сотрясение было у одного. Что это? Либо нервы не выдерживают, либо сознательная попытка вывести игрока из строя.
«СЫН ДЕНЬ И НОЧЬ ЛЮБИТ ФУТБОЛ»
– Не было желания слетать в Бразилию?
– Нет, слишком далеко – 15 часов. И вам не советую. Всем советую летать два часа, не больше, Москва – Сочи, Москва – Крым, больше никуда.
– В интервью «Советскому спорту» вы отметили Березуцкого и Игнашевича, но они уже ветераны…
– Но у нас же нет молодых! Кокорин не показал ничего.
– Через четыре года чемпионат мира в России. Как выигрывать?
– Надо биться. Если сейчас поднять тотально все клубы, все районные команды, школьные, дворовые, может, найдем где-нибудь человек тридцать 18 летних ребят.
– Не успеем.
– Почему? Этот немец (Гётце. – Прим. ред.), ему как раз 22 года. Четыре года их тренировать, в Сочи загнать, отдать им всю олимпийскую деревню. Не под этот лохотрон – ночные казино, а под футбол. Со всей страны свезти туда таланты, поля там оборудовать, чтобы везде на юге – в Ростове, Краснодаре – только футбол, футбол, футбол. Тогда мы вполне можем подойти к тому, чтобы выйти хотя бы в полуфинал.
– Начинать надо прямо сейчас.
– Сейчас! Гнать всех в Сочи и тренировать, там погода хорошая.
– Кто это должен делать?
– Мутко, Толстых, губернаторы. Я бы сейчас сказал губернаторам: «85 регионов, даете по 10 игроков!». Итого получится 850 человек. Потом провести отбор по федеральным округам, делим на семь, останется где-то сотня. Их всех – в Сочи, готовить для сборной. К 2018 году оставить 30, к лету – 20, из них сформировать 11 лучших и выпустить на поле.
– Отличный рецепт. Почему не делаем?
– Бездельники, лень, на работу всех устроили по блату – земляк, вместе учились. А нужно брать энтузиастов, тех, кто хочет. Вот Лебедев (зампредседателя Госдумы, член ЛДПР, сын Жириновского. – Прим. ред.) любит футбол, а его в РФС не пускают, ставят Толстых. А кто он такой? Мы его знать не знаем! А Лебедев день и ночь футбол любит.
– С сыном футбол обсуждаете?
– Мало, мало общаемся. Времени нет. Я сейчас с вами, а потом надо на встречу ехать. Он переживает за футбол, следит за ним, выступает, делает заявления, но ему не дают хода даже на общественных началах, он же зарплату не просит. А там какой-то Толстых, Мутко…
– Правильно ли, что госкорпорации, РЖД, «Газпром», так много вкладывают в футбол?
– У них есть деньги, пусть дают. Надо и с олигархов собрать. Вот сейчас у нас чемпионат, объявить сбор денег по олигархам. 300 человек, пускай дают.
– Они скорее, как Абрамович, дадут «Челси».
– Вот видите, что происходит! Прохоров баскетбольный клуб в Америке содержит. Говорят, мы плохо играем, так все деньги уходят туда. И люди тоже. Всех сюда! Вызвать всех на ковер в Кремль: «Прекратить финансирование иностранного спорта, все деньги – на наш спорт, и в первую очередь на футбол!». Может, чемпионами в 2018 году и не станем, но так всколыхнем всю молодежь, что резко уменьшится количество наркоманов, преступлений и так далее. А у нас лень-матушка, не те кадры и кумовство. Будем с этим бороться!