Недавно Росстат подвел экономические итоги первого полугодия текущего года, от которых даже оптимисты ужаснулись. Более глубокого и масштабного спада ВВП, промышленного производства и инвестиций в основной капитал, чем в России, не было зафиксировано ни в одной стране: ни в группе G-8, ни в группе G-20, ни в БРИКСе, ни среди стран-экспортеров нефти.
Снижается собираемость налогов, темпы роста ВВП России сократились в три раза за календарный год (с 4,5% в первом полугодии прошлого года до 1,4% в январе-июне 2013 года). Это заметно хуже не только 3,6%, заложенных в бюджете, но и 2,4%, которые считались негативным сценарием ещё полгода назад. И это-то при стабильно высоких ценах на нефть! Если где-то и наблюдается рост, то исключительно в спекулятивных секторах: объем финансовых операций вырос на 12,4%, посреднические операции на рынке недвижимости - на 5,7%.
Обрабатывающая промышленность свалилась в коматозно-депрессивное состояние (это когда спада ещё нет, но рост сошёл на нет в силу дорогих кредитов, коррупции, отсутствия государственной поддержки, усилившегося в рамках ВТО наплыва импорта, а также скачкообразного роста цен на ГСМ, топливо, электроэнергию, газ, воду и грузовые перевозки). Стоимость нефти и газа больше не растёт, объёмы добычи тоже. Нефтегазовый сектор больше не может служить драйвером экономического роста.
Население не увеличивается, но зато уменьшается доля экономически активного населения. Проще говоря: больше пенсионеров, меньше работающих. Стареющее население с уменьшающимся количеством рабочих рук и потребителей структурно не может обеспечить быстрый экономический рост в стране.
Один из результатов старения населения - постоянные попытки пересмотреть пенсионное законодательство. Предпринимательское сообщество за 2013 год сократилось на полмиллиона человек из-за двукратного повышения пенсионных взносов.
Обнародованные Росстатом экономические итоги являются наихудшими для России за последние пять лет. Эксперты предупреждают, что с такими «темпами» и примитивным «торгашеским» качеством роста экономики бессмысленно надеяться на исполнение майских указов президента и модернизацию, которая требует значительных финансовых вложений. Особенно тревожно, что наша сегодняшняя плачевная экономическая ситуация не способна обеспечить социальную стабильность в обществе, поскольку впереди нас ожидает урезание бюджетных расходов на социальную политику, экономику и инфраструктуру.
И это при том, что в России фактически все бюджетные статьи недофинансированы в 2,5-3 раза по сравнению с экономически развитыми странами (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и т.д.) и в 2 раза по сравнению со странами БРИКС. Произошел резкий сдвиг от "продуктивных" (национальная экономика, здравоохранение, образование) расходов к "непродуктивным" (социальным, оборонным), которые не стимулируют развитие экономики. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что столь масштабное недофинансирование человеческого капитала, инфраструктуры и производительного капитала никак не вяжется со смелыми заявлениями власти о планах слезания с «нефтяной иглы».
Все это признаки очевидного системного кризиса в экономике. Причем кризиса сугубо российского, а вовсе не позаимствованного из Европы или США.
Даже официальные прогнозы далеки от радужных. Глава Минэкономразвития Алексей УЛЮКАЕВ представил уточненный макроэкономический прогноз до 2030 года, который впервые оказался мрачнее ожиданий аналитиков. Прогноз по росту ВВП понижен до 3,1% до 2020 года, до 2,5% в 2020-2025 годах и до 1,8% в 2026-2030 годах. «Веселиться — это в другое место», — ответил министр на упрёк журналистов в чрезмерной мрачности прогноза. Очень тревожным моментом является то, что премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ в своей статье «Время простых решений прошло» прямо написал о том, что сохранять занятость населения любой ценой давно уже не стоит.
Предположения российских специалистов о том, когда кризис завершится, сильно разнятся. Причины разброса в том, что государственные деятели, с одной стороны, опасаются негативных настроений и даже паники среди участников рынка, в том числе потребителей, и стараются успокоить людей оптимистичными прогнозами и уверениями, что «всё под контролем». С другой стороны, приходится оправдываться за принятие непопулярных мер, что легче делать на фоне пессимистических прогнозов.
Что получается в итоге? Если влияние указанных негативных факторов совпадёт по времени (а по закону подлости так обычно и случается), то Россию ждут тяжёлые времена, вероятно, даже дефолт. Это может случиться в 2014 году. Возможно, немного позже. Названная дата, скорее всего, условна. Но очевидно, что вероятность очередной полосы исторических потрясений велика как никогда.
MASTER