Не превратиться в «битовую трубу» 289
• Алексей Грамматчиков
Эпоха ускорения передачи данных ставит операторов в сложное положение. С одной стороны, рост трафика приносит им дополнительную прибыль, с другой — они рискуют потерять традиционные сервисы
Завершившаяся недавно главная российская телекоммуникационная выставка «Связь-Экспокомм» переживает сейчас не лучшие времена
Фото: Алексей Грамматчиков
У известных выставок неизбежны взлеты и падения, вот и прошедшая недавно ведущая российская выставка связи и телекоммуникаций «Связь-Экспокомм-2013» переживает не лучшие времена. Причина — к мероприятию охладело руководство отрасли. Если раньше руководители Минкомсвязи сами активно принимали участие в выставке и настоятельно рекомендовали игрокам рынка участвовать в ней, то нынешнее руководство ведомства относится к «Связь-Экспокомм» очень сдержанно. Но все это не помешало мероприятию отразить примечательные тренды развития российского телекоммуникационного рынка.
Интернет-контроль
Когда-то на выставке «Связь-Экспокомм» Минкомсвязи проводило выездные коллегии, с участниками смотра напрямую общались первые лица головного телекоммуникационного ведомства. В этом году главным государственным ньюсмейкером на выставке стал другой орган — Роскомнадзор. Его руководитель Александр Жаров, в частности, представил новый механизм блокирования сайтов в сети. Ведь, как известно, с прошлого года Роскомнадзор должен вносить веб-сайты с неправовой информацией в черный список, после чего операторы обязаны блокировать доступ к ним. Но как практически осуществить блокировку, было не очень понятно: операторам проще и гораздо дешевле осуществлять так называемую блокировку сайта по IP-адресу, а это означало, что доступ закрывается не к одной веб-страничке с вредной информацией — отключается весь веб-ресурс. Это вызывало возмущение: если, например, в «Википедии», с ее миллионами статей, хотя бы в одной обнаружится неправовая информация, то, получается, придется блокировать всю главную интернет-энциклопедию.
Технологически можно блокировать вредные странички выборочно, однако для этого нужно внедрять очень дорогое оборудование (так называемую систему Deep Packet Inspection, DPI), которая обойдется в круглую сумму: по некоторым данным, каждому оператору придется за это выложить около 50 млн долларов.
На выставке Роскомнадзор предложил компромиссный вариант — внедрение систем блокировки с помощью протокола BGP, который обойдется операторам чуть не в десять раз дешевле — в 5–6 млн долларов. Операторы встретили это предложение с энтузиазмом, они готовы обсуждать детали внедрения, после того как будут представлены технические подробности.
Еще одна примечательная инициатива Роскомнадзора — презентация «частотного полицейского». Если у человека возникают помехи, например, при приеме телевизионного сигнала, вызванные, скажем, неправомерным использованием соседями несертифицированного оборудования, теперь для решения этой проблемы он может вызвать специалиста. «Частотный полицейский», оснащенный портативным оборудованием (весит оно около 15 килограммов), выявит источник помех и оформит соответствующее предписание для их устранения.
Китайцы наступают
Что касается солидных операторов, то ряд из них (например, «Мегафон» и «Вымпелком») решили не принимать участия в нынешней выставке. Однако МТС, а также некоторые другие крупные, в том числе региональные, операторы представили интересные новинки.
Например, МТС на своем стенде представила новую (запуск планируется на ближайшее лето) комплексную услугу «Умный дом». Потребителю предлагается купить специальный комплект для защиты жилища от чрезвычайных ситуаций (цена — от 7 тыс. рублей). Оборудование включает в себя камеры и датчики, фиксирующие несанкционированное проникновение в жилище, утечку воды и так далее. И если в дом пробрался посторонний, то на телефон абонента тут же придет тревожное SMS-сообщение, одновременно в помещении включится свет и заработает камера, а на экране телефона можно будет увидеть, что там творится. В перспективе станут доступны такие опции, как «умная розетка», когда дистанционно с телефона можно будет отключать в доме розетку, если вы, например, забыли выключить утюг.
Развивают операторы и перспективное направление бесконтактных платежей (технология NFC), когда, поднеся телефон к платежному терминалу, можно оплачивать разные услуги — на выставке МТС публике показывали терминал, на котором бесконтактно можно было оплатить печать фотографий.
Активно работают операторы и над расширением зоны покрытия и увеличением скорости передачи данных. На «Связь-Экспокомме» компания МТС заявила о запуске этой осенью в коммерческую эксплуатацию сети четвертого поколения LTE с использованием передовой технологии FDD, которая позволит увеличить скорость доступа в сеть до 100 Мбит/с. В рамках этой программы МТС построит 2100 новых станций LTE FDD, на что до конца 2014 года предполагается потратить 6,5 млрд рублей. Сначала передовая сеть LTE FDD появится в Центральном административном округе Москвы, позже она охватит всю территорию столицы, а также 42 подмосковных города.
Помимо этого на выставке МТС объявила, что площадь покрытия базовых станций третьего поколения в Московской области в ближайшее время увеличится в 7–10 раз. Это стало возможным благодаря рефармингу частот (изменениям в использовании частотного спектра) и применению нового стандарта UMTS-900. По сравнению с прежним стандартом UMTS-2100 базовая станция увеличивает площадь покрытия до 10 раз (скорость передачи данных здесь составляет 21 Мбит/с.).
Другой крупный оператор — «Основа Телеком», недавно получивший федеральную лицензию на предоставление услуг связи и передачи данных в стандарте четвертого поколения LTE, — объявил на выставке, что до конца 2018 года намерен построить сети LTE (в стандарте TDD) в 150 российских городах. На стенде представители компании рассказывали, что сейчас строительство сети ведется уже в 40 городах, запуск в коммерческую эксплуатацию намечен на лето, и первоначально это будут услуги высокоскоростного доступа в интернет.
На нынешней выставке было представлено немало телекоммуникационного оборудования, а также ИТ-решений. Например, шумную презентацию устроила компания NVision Group, сделавшая упор на демонстрацию своих новых решений, связанных со строительством крупных спортивных объектов. Компания участвует в создании спортивных сооружений к Олимпиаде в Сочи и к российскому чемпионату мира по футболу, где, в частности, внедряет передовые решения распознавания посетителей стадионов. Система с помощью камер фиксирует появление всех посетителей, и, если изображение человека занесено в базу данных преступников или неблагонадежных граждан, компьютер распознает такого человека и подаст сигнал.
Что касается производителей телекоммуникационного оборудования, то в этом году на выставке особенно бросалась в глаза многочисленность участников из Китая. Китайцы рассчитывают продавать в России все больше как сложных технологических решений, так и конечных абонентских устройств. Например, в «Основе Телеком» не скрывали, что разворачивают свою LTE-сеть в том же стандарте, в котором работает China Telecom, и в ближайшем будущем рассчитывают на сотрудничество с китайскими производителями оборудования.
Выставка пестрила китайскими смартфонами, планшетами и прочими гаджетами. Например, Huawei показала новую линейку мобильных устройств (смартфоны Ascend Mate, Ascend D2, Ascend P2 и др.). Представители компании заявили, что если в начале прошлого года доля Huawei на российском рынке смартфонов составляла 0,3%, то к концу 2012-го она приблизилась к 2%, а к 2014-му компания рассчитывает занять уже 5% российского рынка смартфонов.
От телекома к инфокому
На форумах и конференциях много дискуссий вызывала тема цифрового неравенства в России. Действительно, сейчас проникновение широкополосного доступа в интернет в крупных городах уже превышает 80% населения, тогда как во многих небольших населенных пунктах доступ в сеть или отсутствует вообще, или он очень некачественный и к тому же дорогой.
Независимые операторы констатируют, что в малых городах оказывать услуги связи просто невыгодно. «В населенных пунктах, где проживает менее 300 тысяч человек, традиционные бизнес-модели оказания услуг связи просто не работают, — заявил на круглом столе Михаил Воробьев, заместитель генерального директора компании “Эр-Телеком”, и добавил: — Если государство сможет создать условия для обеспечения услугами связи жителей малых городов, мы с удовольствием примем участие в освоении этих небольших региональных рынков».
А вот компания «Транстелеком» представила на выставке свою уже успешно реализуемую стратегию охвата малых городов. Дело в том, что «Транстелеком» — «дочка» РЖД, у нее есть возможность пользоваться оптоволоконными линиями связи, которые «Российские железные дороги» прокладывают одновременно со своей инфраструктурой. «Сейчас у нас 1,2 миллиона абонентов, половина из них — из малых городов численностью менее 300 тысяч человек, — отметила Светлана Шамзон, вице-президент ТТК. — И на ближайшее время наша стратегия предусматривает освоение еще 150 городов, причем многие из них с населением менее 100 тысяч и даже 50 тысяч человек».
Одновременно оператор призвал пользователей с пониманием относиться к тому, что тарифы на доступ в интернет в малых городах довольно высоки. «Во многих городах, в которые мы приходим, на нас обрушивается шквал критики: мол, тарифы у нас завышены, — продолжает Светлана Шамзон. — Однако тут нужно понять и оператора, ведь он несет существенные затраты, чтобы подключить отдаленные малые города, и ему нужно как-то гарантировать окупаемость этих проектов».
В более глобальных рассуждениях о будущем телекома участники были единодушны: начинается принципиально новый этап развития мирового рынка телекоммуникаций. Если до 1990-х годов была такая профессия, как связист, и существовала аналоговая связь в виде телефона с проводами, то с 1990-х началось наступление цифровой и мобильной связи, появились конвергентные и телекоммуникационные услуги. Сейчас же мы стоим на пороге третьего этапа, когда речь пойдет об инфокоммуникациях — новой отрасли экономики, объединяющей информационные и телекоммуникационные технологии. Действительно, трудно сказать, телекоммуникационную или информационную услугу представляют собой такие стремительно набирающие популярность сервисы, как работа или хранение информации в облаке.
В этих новых условиях перед операторами связи встают непростые задачи. Главная из них: как не превратиться в простую «битовую трубу» или в средство для передачи данных? Ведь с ростом скорости передачи данных появляется соблазн, например, не пользоваться традиционной операторской услугой передачи голоса — можно загрузить Skype и общаться вволю. А оператор в итоге теряет все доходы от голосовых сервисов.
Или другой ужас телеком-индустрии — обрушение сервисов коротких сообщений (SMS), который раньше приносил неплохой доход. Сейчас же все больше людей пользуются бесплатными интернет-мессенджерами, такими как WhatsApp. По некоторым данным, появившийся всего четыре года назад сервис американской компании уже оттянул около трети всех исходящих SMS в мире.
Что остается делать операторам? Разрабатывать новые услуги, которые будут востребованными. Чтобы не превратиться в простую трубу для передачи данных, операторам нужно придумать, как предоставлять сервисы не хуже того же Skype или WhatsApp.
http://expert.ruСообщение отредактировал Андрей Шувалов - 27 Мая 2013, 15:35