9 Января 2013, 21:40 | Оценка: нет оценки
Известный православный публицист, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев в эти праздничные дни озвучил в СМИ "календарную" идею, немедленно вызвавшую в обществе и блогосфере бурное обсуждение. Впрочем, эта инициатива родилась у о. Андрея не сегодня: он изложил ее в своем блоге еще год назад. Отец Андрей считает, что нужно объединить Рождество и Новый год и праздновать оба праздника 1 января. С ним согласны не все.
ДА
о. Андрей Кураев, протодиакон, профессор Московской духовной академии:
- По какому бы из нынешних церковных календарей ни праздновали христиане Рождество, все равно получается абсурд. Если Рождество Христово - 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово - 7 января, то почему новое "лето от Рождества Христова" начинается за неделю до него?
Этих неувязок не было, пока новолетие было сентябрьским, а счет годам велся "от сотворения мира", а не от Рождества. Возврат к такому счету нереален. Так, может, христианам стоит договориться между собой о том, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия?
Пусть Рождество будет 1 января. Канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет (каноны говорят лишь о времени празднования Пасхи). Однажды Церковь эту дату уже волевым образом уже меняла - в середине 4 века.
Литургических последствий и перестроений в календаре тоже такая перемена почти не принесет. Даже праздник Крещения Господня может остаться на прежнем месте, ибо время крещения Христа никак не связано со временем Его рождения (Он крестился в возрасте 30 лет).
Библейских указаний на время Рождества нет (по косвенным признакам можно вычислить лишь середину зимы, но не точнее). Раннехристианских свидетельств о той или иной дате Рождества также нет - по той причине, что первые поколения христиан жили Пасхой (и до сих пор дни памяти святых - это дни их ухода в Вечность, а не дни рождения их для земной жизни).
Вариант: Рождество 31 декабря. Новый год - 1 января.
Интересно, какие могут быть возражения против такого предложения, кроме шантажа расколом?
Да, если первыми смогут об этом договориться православные между собой, то это могло бы стать миссионерским аргументом, привлекающим к православию в инославных странах.
Радостного Рождества всем!
НЕТ
о. Владислав Свешников, протоиерей, доктор богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках:
- Я думаю, переносить дату празднования Рождества Христова с 7 января, совмещая ее с отмечанием Нового года, - это бред. По одной хотя бы простой причине. Нужно очень не уважать Священное Предание, чтобы брать на себя право выдвигать предложение такого, довольно кардинального, свойства. Не говоря уже о том, что почти наверняка (во всяком случае, в ближайшие пять десятков лет), если бы такое предложение стало хотя бы дебатироваться, это почти мгновенно вызвало бы раскол в Церкви. Потому что большая часть людей этого, конечно, не приняли бы. Нужно быть хорошо знакомым с жизнью Церкви, чтобы понимать, что этот обычай - праздновать Рождество Спасителя именно 7 января - традиция, принятая всею Церковью.
Просто так уж получилось: христианская Европа перешла на григорианский календарь, и Рождество там приходится на 25 декабря, а Русская православная церковь, в отличие от светского государства Российского, продолжает жить по старому, юлианскому, календарю. Впрочем, в этом календарном расхождении с западным христианством можно, наверное, увидеть и некоторую нашу важную особенность - более, чем просто процессуальную. Мы, православные люди, может, хоть и не очень заметным образом, но все же ОТМЕЧАЕМ и Новый год, соблюдая установки продолжающегося рождественского поста, в то время, как мир, начиная с 25 декабря, 31-го числа уже веселится в самодовольном и самовольном ощущении. А Рождество мы - ПРАЗДНУЕМ.
И в этом есть наше различение праздников - светского и церковного. Признание правды Божией, правды Церкви. Новый год - для православных людей просто начало нового календарного года, очередного их жизненного этапа. Рождество в сознании верующего человека связано с началом новой Жизни, которую принес людям Христос. И в этом большая сущностная разница двух праздников.
Уже только поэтому "объединять" их нельзя.
Справка "РГ"
Рождество в Киевской Руси стали отмечать очень давно, еще в X веке. В первый раз на Руси отмечали Рождество - 25 декабря 988 года.
В конце XVI века в Европе Римский Папа Григорий ввел новый - "григорианский" календарь, чтобы скорректировать разницу между фактической продолжительностью земного года и, вытекающей из "юлианского" календаря, по которому до того жили многие страны, включая Россию. В 1918 году григорианский календарь был принят и в России, но РПЦ продолжала и продолжает жить по старому, юлианскому календарю. Именно поэтому в Европе празднуют Рождество 25 декабря, а русская, болгарская, сербская и другие православные церкви пользуются юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря.
Многие столетия Рождество было в России главным зимним праздником, гораздо более торжественным и значимым, чем Новый год. Традиции Рождества не изменялись и после реформы Петра Великого 1700 года о переносе Нового Года на 1 января. В 1918 году пришедшие к власти большевики религиозный праздник Рождества Христова официально запретили, и он был восстановлен в России только в 1991 году, после распада СССР. Указом Верховного Совета РФ от 20 декабря 1990 года 7 января было объявлено праздничным днем. Сегодня, по данным социологических опросов, уже 35 процентов россиян считают Рождество главным праздником, оставляя за Новым годом второе место.
ДА
о. Андрей Кураев, протодиакон, профессор Московской духовной академии:
- По какому бы из нынешних церковных календарей ни праздновали христиане Рождество, все равно получается абсурд. Если Рождество Христово - 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово - 7 января, то почему новое "лето от Рождества Христова" начинается за неделю до него?
Этих неувязок не было, пока новолетие было сентябрьским, а счет годам велся "от сотворения мира", а не от Рождества. Возврат к такому счету нереален. Так, может, христианам стоит договориться между собой о том, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия?
Пусть Рождество будет 1 января. Канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет (каноны говорят лишь о времени празднования Пасхи). Однажды Церковь эту дату уже волевым образом уже меняла - в середине 4 века.
Литургических последствий и перестроений в календаре тоже такая перемена почти не принесет. Даже праздник Крещения Господня может остаться на прежнем месте, ибо время крещения Христа никак не связано со временем Его рождения (Он крестился в возрасте 30 лет).
Библейских указаний на время Рождества нет (по косвенным признакам можно вычислить лишь середину зимы, но не точнее). Раннехристианских свидетельств о той или иной дате Рождества также нет - по той причине, что первые поколения христиан жили Пасхой (и до сих пор дни памяти святых - это дни их ухода в Вечность, а не дни рождения их для земной жизни).
Вариант: Рождество 31 декабря. Новый год - 1 января.
Интересно, какие могут быть возражения против такого предложения, кроме шантажа расколом?
Да, если первыми смогут об этом договориться православные между собой, то это могло бы стать миссионерским аргументом, привлекающим к православию в инославных странах.
Радостного Рождества всем!
НЕТ
о. Владислав Свешников, протоиерей, доктор богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках:
- Я думаю, переносить дату празднования Рождества Христова с 7 января, совмещая ее с отмечанием Нового года, - это бред. По одной хотя бы простой причине. Нужно очень не уважать Священное Предание, чтобы брать на себя право выдвигать предложение такого, довольно кардинального, свойства. Не говоря уже о том, что почти наверняка (во всяком случае, в ближайшие пять десятков лет), если бы такое предложение стало хотя бы дебатироваться, это почти мгновенно вызвало бы раскол в Церкви. Потому что большая часть людей этого, конечно, не приняли бы. Нужно быть хорошо знакомым с жизнью Церкви, чтобы понимать, что этот обычай - праздновать Рождество Спасителя именно 7 января - традиция, принятая всею Церковью.
Просто так уж получилось: христианская Европа перешла на григорианский календарь, и Рождество там приходится на 25 декабря, а Русская православная церковь, в отличие от светского государства Российского, продолжает жить по старому, юлианскому, календарю. Впрочем, в этом календарном расхождении с западным христианством можно, наверное, увидеть и некоторую нашу важную особенность - более, чем просто процессуальную. Мы, православные люди, может, хоть и не очень заметным образом, но все же ОТМЕЧАЕМ и Новый год, соблюдая установки продолжающегося рождественского поста, в то время, как мир, начиная с 25 декабря, 31-го числа уже веселится в самодовольном и самовольном ощущении. А Рождество мы - ПРАЗДНУЕМ.
И в этом есть наше различение праздников - светского и церковного. Признание правды Божией, правды Церкви. Новый год - для православных людей просто начало нового календарного года, очередного их жизненного этапа. Рождество в сознании верующего человека связано с началом новой Жизни, которую принес людям Христос. И в этом большая сущностная разница двух праздников.
Уже только поэтому "объединять" их нельзя.
Справка "РГ"
Рождество в Киевской Руси стали отмечать очень давно, еще в X веке. В первый раз на Руси отмечали Рождество - 25 декабря 988 года.
В конце XVI века в Европе Римский Папа Григорий ввел новый - "григорианский" календарь, чтобы скорректировать разницу между фактической продолжительностью земного года и, вытекающей из "юлианского" календаря, по которому до того жили многие страны, включая Россию. В 1918 году григорианский календарь был принят и в России, но РПЦ продолжала и продолжает жить по старому, юлианскому календарю. Именно поэтому в Европе празднуют Рождество 25 декабря, а русская, болгарская, сербская и другие православные церкви пользуются юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря.
Многие столетия Рождество было в России главным зимним праздником, гораздо более торжественным и значимым, чем Новый год. Традиции Рождества не изменялись и после реформы Петра Великого 1700 года о переносе Нового Года на 1 января. В 1918 году пришедшие к власти большевики религиозный праздник Рождества Христова официально запретили, и он был восстановлен в России только в 1991 году, после распада СССР. Указом Верховного Совета РФ от 20 декабря 1990 года 7 января было объявлено праздничным днем. Сегодня, по данным социологических опросов, уже 35 процентов россиян считают Рождество главным праздником, оставляя за Новым годом второе место.
Московский технологический институт mti.edu.ru телефон 2-73-60
институт: экономика, менеджмент, информатика, энергетика, техносферная безопасность, строительство, переработка продуктов питания
колледж: туризм, информатика, коммерция, бухгалтерский учет, право и организация социального обеспечения, реклама, страховое дело, банковское дело
методист - Авраменко Антонина Петровна 7(902)468-4226
институт: экономика, менеджмент, информатика, энергетика, техносферная безопасность, строительство, переработка продуктов питания
колледж: туризм, информатика, коммерция, бухгалтерский учет, право и организация социального обеспечения, реклама, страховое дело, банковское дело
методист - Авраменко Антонина Петровна 7(902)468-4226