О семи жёнах
Однажды Пробудившийся находился в саду Анатхапиндики в роще Джета в Шравасти. Рано утром Пробудившийся оделся, взял чашу для пожертвований и отправился в дом домовладельца Анатхапиндики. Придя в дом, Пробудившийся сел на приготовленное ему место.
В то время в доме Анатхапиндики раздавались громкие голоса людей. Анатхапиндика пришёл туда, где находился Пробудившийся. Придя, он поклонился Пробудившемуся и сел рядом. Севшему рядом Анатхапиндике Пробудившийся сказал так:
– Домовладелец, почему в твоём доме слышатся громкие голоса, будто рыбаки хватают рыбу?
– Учитель, это молодая жена Суджата, которая пришла из очень богатого дома. Однако она не заботится о свекрови, не заботится о свёкре и не заботится о своём муже. Более того, она не уважает Пробудившегося, не почитает Пробудившегося, не поклоняется Пробудившемуся.
Пробудившийся позвал молодую жену Суджату:
– Суджата, подойди ко мне.
– Слушаюсь, Учитель, – ответила Суджата и подошла к Пробудившемуся.
Пробудившийся так сказал молодой жене Суджате:
– Суджата, у мужчин бывает семь [видов] жён. Семь [видов] жён таковы: это жена, подобная убийце, жена, подобная грабителю, жена, подобная правителю. Также жена, подобная матери, жена, подобная сестре, жена, подобная другу, и жена, подобная рабыне.
Суджата, таковы семь [видов] жён, которые бывают у мужчин. А к какому из этих [видов] жён относишься ты?
– Учитель, вы проповедовали, лишь кратко изложив учение, и я не поняла его точного смысла. Учитель, пожалуйста, разъясните мне этот Закон, чтобы я поняла точный смысл.
– Суджата, если так, то послушай и хорошо подумай. Я объясню.
– Слушаюсь, Учитель, – ответила Пробудившемуся молодая жена Суджата.
И Пробудившийся проповедовал так:
Жена, которая из-за загрязнений души не проявляет доброту и сострадание, презирает мужа, замышляет его убийство, наняв человека за деньги, – для мужчины такая жена является женой-убийцей.
Жена, которая в ремесле, торговле и сельском хозяйстве бесполезна, но хочет владеть его имуществом, которое он приобрёл для своей жены, – такая жена является женой-грабителем.
Жена, которая не любит работать, ленится, много ест, своевольничает, грубит, сквернословит, живёт, идя по проторённой трудолюбивым мужем дороге, – такая жена является женой-правителем.
Жена, которая всегда проявляет доброту и сострадание, заботится о муже, как мать заботится о своём ребёнке, бережёт имущество, накопленное мужем, – такая жена является женой-матерью.
Жена, которая уважает своего мужа, как сестра уважает брата, скромна перед ним, слушается своего мужа, – такая жена является женой-сестрой.
Жена благородного происхождения, которая ведёт себя как друг, с которым не виделся долгое время, которая радуется, встречая мужа, которая верна мужу и целомудренна, – такая жена является женой-другом.
Жена, которая, даже будучи подгоняема мужем, не сердится, всегда спокойна, чиста душой, никогда не падает духом, терпит мужа и послушна, – такая жена является женой-рабыней.
Жена, которая является женой-убийцей, женой-грабителем, женой-правителем, разрушителем, груба и неуважительна, поэтому, когда её тело разрушится, она отправится в Ад.
Жена, которая является женой-матерью, женой-сестрой, женой-другом, женой-рабыней, которая продолжает концентрацию на заповедях и владеет собой, отправится в хорошие миры, когда её тело разрушится.
Суджата, таковы семь [видов] жён, которые бывают у мужчин. Какой же женой являешься ты?
– Учитель, считайте, что с сегодняшнего дня я для своего мужа буду женой-рабыней.