Финеас Гейдж – человек с дырой в голове Возможности человеческого организма поистине поразительны, доказательством чего является эта история.
Железнодорожный рабочий из Вермонта по имени Финеас Гейдж (Phineas P Gage) зарабатывал на жизнь расчисткой путей для прокладывания рельс. Для того чтобы избавляться от крупных камней, стоящих на пути прогресса, он использовал металлический прут и взрывчатку: прутом в глыбе проделывалось отверстие, в которое при помощи того же прута заталкивался заряд.
После того, как все заряды были установлены, Гейдж ретировался на безопасную дистанцию и поджигал фитиль. К несчастью, однажды, а именно 13 сентября 1848 года, произошло непредсказуемое: очевидно, ударившись о камень, прут высек искру, от которой воспламенился порох. Взрыв был настолько сильным, что метровый металлический стержень толщиной в 3 сантиметра буквально вылетел из камня и насквозь прошил череп Гейджа, войдя прямо под левым глазом.
Несмотря на, казалось бы, роковую травму головы, Финеас пролежал без сознания всего лишь несколько минут, после чего он встал на ноги и, с помощью своих друзей, добрался до местного врача. Впоследствии, с момента несчастного случая прошло 12 лет прежде, чем Финеас Гейдж скончался от приступа эпилепсии.
Разумеется, неудачливый строитель не догадывался, что пережитое им несчастье поможет ему сделать неоценимый вклад в развитие нейробиологии, психологии и множества других наук. Наблюдавший за Гейджем врач, а также его родные и близкие якобы начали замечать резкие изменения в его поведении. Согласно словам современников, Финеас стал грубым: он нередко некультурно выражался, будто бы забывая о нормах приличия. По мнению профессора нейрологии Джона Эгглтона (John Aggleton) из Университета Кардифа, происшедшие изменения вписываются в классический случай «эффекта освобождения от подавления». «Таким образом, он теряет способность сдерживать себя, как в социальном, так и в эмоциональном плане, – делится своим мнением ученый. – Мягко говоря, (из него получилась бы) плохая компания».
Для специалистов из разных областей медицины случай Гейджа стал настоящим открытием. В частности, до того, как было предпринято детальное изучение характера травмы, не было доказательств связи лобных долей головного мозга с различными проявлениями личности. Поскольку у Финеаса была повреждена именно эта область, такую связь удалось установить. На более глобальном уровне это позволило подтвердить теорию локализации, постулирующую ответственность отдельных участков мозга за выполнение отдельных функций. К тому же, факт выживания Финеаса позволил предположить о существовании так называемой пластичности мозга, то есть способности одними участками коры перебирать на себя функции других, в случае их повреждения.
ИсточнегСообщение отредактировал Zaroman - 27 Апреля 2012, 12:44