11 Сентября 2011, 19:32 | Оценка: нет оценки
Авраам Покой. Статья о нас, ожидающих БП.
Один из самых наболевших у современника вопросов звучит так: почему книжки, музыка и фильмы в последние годы стали такими скучными и предсказуемыми?
Ответ очевиден: именно скучная культура востребована сегодня изнывающими от скуки массами современников. Несмотря на явную парадоксальность, никакого противоречия тут нет. И об этом стоит рассказать подробнее - поскольку такой невинный с виду симптом, как скучность масс-культа, скрывает куда более серьезное заболевание.
Начнем с того, что сегодняшний средний покупатель новой книжки и посетитель кинотеатра есть веслоногий офисный рачок большого города, чья жизнеобеспечивающая функция - рассказывать телефону о предлагаемых компанией позициях.
Это занятие, сопровождаемое выращиванием воображаемого огорода и стрельбой птицами по свиньям, несколько похоже на конвейер столетней давности - но, в отличие от конвейера, на нем ничего не производится. Вернее, основной чушкой, подвергаемой постоянной фрезеровке в ходе этого занятия, является сам офисный современник. Он ведь уже давно не винтик механизма, производящего нечто. Стать винтиком и превратиться в Давателя Конкретного Результата - его большая и светлая мечта. О мастерах, которые спрыгнули с оклада и работают за процент, в его биоте рассказывают легенды с придыханием. В реальности же он - бубнящий и выбегающий курить предмет обстановки. В случае чего он загоняется и сдается в аренду оптом - вместе с массой других телефонных обезьянок. Госту подвергаются даже произносимые им слова и их порядок. Говоря откровенно, этот тип современника и существует-то главным образом потому, что экономический процесс сегодня принято упаковывать в бубнеж т.н. менеджеров по размещению заказов.
Вследствие рода деятельности его духовный мир - не похож на духовный мир какого-нибудь гофманского конторщика двухсотлетней давности. Как ни странно, современный конторщик не бежит от реальности в сверкающие миры. Применительно к нему глупо говорить о каком-либо эскапизме. Напротив, дух его, в реальности не живущего вообще, - мечтает сбежать назад, из своего искусственного пространства, и из телефонирующей стандартной чушки превратиться в настоящего человека. Достаточно взглянуть на то, как увлеченно рассекает он каждый день виртуальные заросли на потном мустанге, стремясь на бой во имя великой справедливости - и станет ясно: он мечтает быть человеком. Он хочет броситься в бурные воды жизни, трудиться до седьмого пота, воевать и умирать за что-нибудь серьезное, хочет стоять в полный рост посреди мира и взвалить на себя ответственность за его судьбы.
Трагизм его положения, однако, заключен в том, что при этом он физически остается веслоногим клерком - запуганным пятящимся существом с глазами на стебельках, у которого от самой мысли о рискованной ответственности начинает болеть голова.
В итоге, чтобы его не разорвало изнутри диалектическим противоречием - измученный тоской по реальности современник интуитивно, но в массовом порядке набредает на компромиссную идеологию. Её мы можем смело назвать <Часиксуализмом> (от словосочетания <Час Икс> ).
Суть этой идеи, коротко говоря, в следующем.
Однажды - внезапно -- грянет гром. Блеснет молния. И часиксуалист поймет, что его Время Настало. Офисные рачки ударятся оземь -- и из возникших на их месте зеленых облачков выйдут суровые каратели в брезентовых куртках. Редакционные бездельники обернутся железными конармейцами. Завскладами превратятся в отряды самообороны - и вместе они отстроят заново тот рухнувший мир, в котором их десятилетиями заставляли жалко влачить.
Тот факт, что этот мир вот-вот рухнет, отметим - в рамках часиксуализма не подлежит сомнению: видите, как мир кренится? Упал очередной самолет, убита студентка, мать с детьми выгнана на улицу. Это же явно первые ласточки, первые раскаты, первые звоночки. Пора затаиться и выждать. Спасать мировое здание, пока оно в таком опасном наклоне, разумется, бессмысленно. Надо дождаться, когда оно рухнет - и тогда увидите, как здорово мы заново построим его из спасенных кирпичей.
Таким образом часиксуалист убивает дуплетом оба проклятых вопроса - <тварь я дрожащая или право имею> и <быть или не быть>. Он отвечает им решительное <Имею! Быть! Но не сейчас>.
Внутренний мир часиксуального современника больше всего напоминает анекдотический брежневский застой, устроенный себе самому. В роли пустоглазого инструктора из райкома, сообщающего о неопределенной продолжительности временных трудностях на пути к коммунизму - выступает сам часиксуалист. В роли слушателя, тоскующего в очереди за дефицитом - он же.
Вернемся к масс-культуре. Главное требование, предъявляемое этими сослагательными героями к произведениям - убеждать их, что Час Икс еще не наступил. Ибо его функция вообще не в том, чтобы наступать на самом деле - но в том, обезболивать текущее состояние часиксуалистов.
Поэтому потребляемое современными часиксуалистами произведение может - и даже должно - уверять зрителя и читателя, что Час Икс близится.
Оно может и должно уверять его: когда Час Икс грянет - он не растеряется.
Но ни в коем случае это произведение не должно говорить, что ему, зрителю и читателю, уже пора превращаться в действующего человека. Уже пора начать реализовывать свои принципы. Уже строить то будущее, которого он так ждет. Такое произведение, чего доброго, изменит его, перепашет и отрежет пути к отступлению - а это со стороны произведения было бы подло.
Часиксуалист, если можно так выразиться - своего рода антифауст: он готов продать душу дьяволу, чтобы его мгновение стояло где стоит и не приближалось.
Поэтому в книжках, песнях и фильмах, потребляемых им в диком количестве, мы наблюдаем одни и те же т.н. вечные сюжеты, в которые, чтоб не наскучило, упихивают все больше спецэффектов. Компании любопытных подростков пачками пожираются в заброшенных домах, пучеглазые забавные клерки находят свое счастье на южных пляжах, девушки глубоко за двадцать восемь попадают в бодрящие неприятности, чтобы на последней странице быть обнятыми необоснованно страстными шатенами.
Во всем этом потоке есть один общий элемент: отсутствие прямого обращения к зрителю или читателю с каким-нибудь призывом. С читателем сегодня, как правило, вообще не разговаривают: ему показывают набор трюков, который по определению никуда не зовет. А поскольку других способов выйти из однообразия <вечносюжетности> нет - часикесуалисты, не желающие, чтобы их дергали, вполне дружно предпочитают скучать. И, разумеется, жаловаться на то, что искусство деградировало.
В этой деградации они видят приближающийся Час Икс. По-своему замечателен тот факт, что они правы -- ибо именно они тщательно стараются приблизить его всеми силами.
Один из самых наболевших у современника вопросов звучит так: почему книжки, музыка и фильмы в последние годы стали такими скучными и предсказуемыми?
Ответ очевиден: именно скучная культура востребована сегодня изнывающими от скуки массами современников. Несмотря на явную парадоксальность, никакого противоречия тут нет. И об этом стоит рассказать подробнее - поскольку такой невинный с виду симптом, как скучность масс-культа, скрывает куда более серьезное заболевание.
Начнем с того, что сегодняшний средний покупатель новой книжки и посетитель кинотеатра есть веслоногий офисный рачок большого города, чья жизнеобеспечивающая функция - рассказывать телефону о предлагаемых компанией позициях.
Это занятие, сопровождаемое выращиванием воображаемого огорода и стрельбой птицами по свиньям, несколько похоже на конвейер столетней давности - но, в отличие от конвейера, на нем ничего не производится. Вернее, основной чушкой, подвергаемой постоянной фрезеровке в ходе этого занятия, является сам офисный современник. Он ведь уже давно не винтик механизма, производящего нечто. Стать винтиком и превратиться в Давателя Конкретного Результата - его большая и светлая мечта. О мастерах, которые спрыгнули с оклада и работают за процент, в его биоте рассказывают легенды с придыханием. В реальности же он - бубнящий и выбегающий курить предмет обстановки. В случае чего он загоняется и сдается в аренду оптом - вместе с массой других телефонных обезьянок. Госту подвергаются даже произносимые им слова и их порядок. Говоря откровенно, этот тип современника и существует-то главным образом потому, что экономический процесс сегодня принято упаковывать в бубнеж т.н. менеджеров по размещению заказов.
Вследствие рода деятельности его духовный мир - не похож на духовный мир какого-нибудь гофманского конторщика двухсотлетней давности. Как ни странно, современный конторщик не бежит от реальности в сверкающие миры. Применительно к нему глупо говорить о каком-либо эскапизме. Напротив, дух его, в реальности не живущего вообще, - мечтает сбежать назад, из своего искусственного пространства, и из телефонирующей стандартной чушки превратиться в настоящего человека. Достаточно взглянуть на то, как увлеченно рассекает он каждый день виртуальные заросли на потном мустанге, стремясь на бой во имя великой справедливости - и станет ясно: он мечтает быть человеком. Он хочет броситься в бурные воды жизни, трудиться до седьмого пота, воевать и умирать за что-нибудь серьезное, хочет стоять в полный рост посреди мира и взвалить на себя ответственность за его судьбы.
Трагизм его положения, однако, заключен в том, что при этом он физически остается веслоногим клерком - запуганным пятящимся существом с глазами на стебельках, у которого от самой мысли о рискованной ответственности начинает болеть голова.
В итоге, чтобы его не разорвало изнутри диалектическим противоречием - измученный тоской по реальности современник интуитивно, но в массовом порядке набредает на компромиссную идеологию. Её мы можем смело назвать <Часиксуализмом> (от словосочетания <Час Икс> ).
Суть этой идеи, коротко говоря, в следующем.
Однажды - внезапно -- грянет гром. Блеснет молния. И часиксуалист поймет, что его Время Настало. Офисные рачки ударятся оземь -- и из возникших на их месте зеленых облачков выйдут суровые каратели в брезентовых куртках. Редакционные бездельники обернутся железными конармейцами. Завскладами превратятся в отряды самообороны - и вместе они отстроят заново тот рухнувший мир, в котором их десятилетиями заставляли жалко влачить.
Тот факт, что этот мир вот-вот рухнет, отметим - в рамках часиксуализма не подлежит сомнению: видите, как мир кренится? Упал очередной самолет, убита студентка, мать с детьми выгнана на улицу. Это же явно первые ласточки, первые раскаты, первые звоночки. Пора затаиться и выждать. Спасать мировое здание, пока оно в таком опасном наклоне, разумется, бессмысленно. Надо дождаться, когда оно рухнет - и тогда увидите, как здорово мы заново построим его из спасенных кирпичей.
Таким образом часиксуалист убивает дуплетом оба проклятых вопроса - <тварь я дрожащая или право имею> и <быть или не быть>. Он отвечает им решительное <Имею! Быть! Но не сейчас>.
Внутренний мир часиксуального современника больше всего напоминает анекдотический брежневский застой, устроенный себе самому. В роли пустоглазого инструктора из райкома, сообщающего о неопределенной продолжительности временных трудностях на пути к коммунизму - выступает сам часиксуалист. В роли слушателя, тоскующего в очереди за дефицитом - он же.
Вернемся к масс-культуре. Главное требование, предъявляемое этими сослагательными героями к произведениям - убеждать их, что Час Икс еще не наступил. Ибо его функция вообще не в том, чтобы наступать на самом деле - но в том, обезболивать текущее состояние часиксуалистов.
Поэтому потребляемое современными часиксуалистами произведение может - и даже должно - уверять зрителя и читателя, что Час Икс близится.
Оно может и должно уверять его: когда Час Икс грянет - он не растеряется.
Но ни в коем случае это произведение не должно говорить, что ему, зрителю и читателю, уже пора превращаться в действующего человека. Уже пора начать реализовывать свои принципы. Уже строить то будущее, которого он так ждет. Такое произведение, чего доброго, изменит его, перепашет и отрежет пути к отступлению - а это со стороны произведения было бы подло.
Часиксуалист, если можно так выразиться - своего рода антифауст: он готов продать душу дьяволу, чтобы его мгновение стояло где стоит и не приближалось.
Поэтому в книжках, песнях и фильмах, потребляемых им в диком количестве, мы наблюдаем одни и те же т.н. вечные сюжеты, в которые, чтоб не наскучило, упихивают все больше спецэффектов. Компании любопытных подростков пачками пожираются в заброшенных домах, пучеглазые забавные клерки находят свое счастье на южных пляжах, девушки глубоко за двадцать восемь попадают в бодрящие неприятности, чтобы на последней странице быть обнятыми необоснованно страстными шатенами.
Во всем этом потоке есть один общий элемент: отсутствие прямого обращения к зрителю или читателю с каким-нибудь призывом. С читателем сегодня, как правило, вообще не разговаривают: ему показывают набор трюков, который по определению никуда не зовет. А поскольку других способов выйти из однообразия <вечносюжетности> нет - часикесуалисты, не желающие, чтобы их дергали, вполне дружно предпочитают скучать. И, разумеется, жаловаться на то, что искусство деградировало.
В этой деградации они видят приближающийся Час Икс. По-своему замечателен тот факт, что они правы -- ибо именно они тщательно стараются приблизить его всеми силами.
Да освятит тебя своей божественной дланью Летающий Макаронный Монстр.