- Рейтинг:
- 4679
- Сообщений:
- 16,137
- Пользователь:
- 3,858
- На сайте с:
- Мар 2007
- Из:
- Новосибирск
25 Апреля 2011, 11:12 | Оценка: нет оценки
Поколение «Пи»: перед мамой стыдно
[23.04.11] Отборный мат без цензуры зазвучал с экрана кинотеатров в Новосибирске
В апреле учрежденная министерством культуры России премия «Инновация» досталась произведению, название которого — «Х… в плену у ФСБ» — довольно затруднительно огласить в блоке культурных новостей на радио и ТВ. В апреле же на экраны страны вышла экранизация «Generation П», в которой без купюр ругаются матом. Впрочем, кинозрители уже приучены к мату в храме киноискусства благодаря регулярным гастролям Гоблина — первого отечественного переводчика фильмов, признавшего, что человек с только что оторванной ногой кричит вовсе не «Черт побери!». Корреспондент НГС.НОВОСТИ спросила у деятелей культуры и науки: заметили ли они, что с экрана и сцены мат стал раздаваться чаще, и как они к этому относятся?
Справка: Нецензурная брань в общественном месте попадает под статью 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «мелкое хулиганство», за которое полагается штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Сергей Афанасьев, художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра: «Рискуя попасть в список нафталиновых режиссеров, скажу, что мат в присутствии женщин и детей недопустим. То, что русский язык достаточно богат, чтобы выразить весь спектр эмоций, уже доказали сотни писателей и режиссеров. Безусловно, мат — часть русского языка, не мы ее придумали, не нам ее и отменять. Можно рассказать в теплой компании матерный анекдот, когда на тебе не лежит просветительская миссия.
Я служил в армии и могу сказать ответственно, что там без мата не обойтись — в экстремальной ситуации, когда нужно емко выразиться в сжатые сроки.
В других случаях это вульгарность и профессиональное бессилие, которые в последние годы все более заметны из-за засилья попсы и дилетантизма. Этим грешат и большая часть современной драмы, и юмористические программы».
Николай Спирин, член юмористического клуба НГУ «Контора братьев Дивановых»: «Мое отношение — отрицательное. Я перестал из-за этого смотреть Comedy Club. Я не против рискованных шуток в кругу друзей, но я не могу материться со сцены, потому что представляю себе в зале маму — и становится стыдно. Когда я смотрю Comedy Club и рядом оказывается взрослый человек, мне точно так же стыдно перед ним. Написать пошлую шутку, над которой зал гарантированно поржет, легко. Но это быстро приедается».
Олег Тофанюк, исполнительный директор кинотеатра «Победа»: «Мое личное отношение сложное. С одной стороны, я против публичного мата и не хочу, чтобы это слушали дети. С другой стороны, дети эти выражения уже знают и услышали их вовсе не со сцены и не с экрана. Есть воля автора, который решает, оправдан ли мат художественно, и есть свободная воля читателя или зрителя знакомиться или не знакомиться с этим произведением.
Если говорить о кино, то, скажем, в «Generation П» мат идет от литературного первоисточника. В переводах Гоблина же мат — попытка адекватно передать то, что уже есть в англоязычной версии».
Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии: «Мое отношение — отрицательное без нюансов. Это заведомое и сознательное снижение культурного уровня. Никакие творческие задачи не дают художественного оправдания мата. Рассуждать о хорошем и плохом сквернословии — все равно что обсуждать бывает ли хорошее и плохое убийство.
В самом слове «сквернословие» уже заложено определение того, что это — скверно.
Возможно, я воспользуюсь уже вышедшими из обихода словами, но нужно понимать, что такое «прилично» и «неприлично». И когда значительная часть общества прошла через казарму или исправительное учреждение, когда в семьях нет нравственного воспитания, «неприличное» становится нормой».
Александр Чиркин, лидер панк-группы «Путти»: «В нашем языке мат частенько используется, и от этого никуда не деться. С экрана и сцены… есть же или должны быть чисто возрастные ограничения, как «кино до 16». Мат хорошо, когда в тему. Ну а шума вокруг этого много — так это от того, что делать особо нех…, вот и придумывают сами себе занятие».
Галина Мандрикова, доцент кафедры филологии НГТУ, к.филол.н.: «Использование инвективной лексики в театре активно практиковалось с середины 90-х, сейчас эта тенденция уже спадает. Есть две точки зрения на использование мата, например, в драматургии. Первая — мат помогает отобразить жизнь как она есть. Но есть и вторая точка зрения, к которой я склоняюсь: в языке достаточно средств, которые позволяют, не ретушируя жизнь, все-таки передавать ее без мата. А мат, скорее, свидетельствует о желании привлечь эпатажем публику, которой сам театр не интересен. Есть и еще одна функция мата, к которой прибегают деятели шоу-бизнеса в телевизионных интервью, — демонстрация «я могу себе это позволить».
Происхождение мата уходит корнями в мифологию. Мужские воинские ритуалы, которые традиционно включают брань. Земледельческая магия, призванная, например, подготовить землю к оплодотворению и рождению урожая.
Почему, например, посылают на …? Изначально это выражение применялось только к мужчине и означало буквальную угрозу соответствующего унижения. Сейчас это сохранилось только в тюремной культуре, а в древности было распространено: так поступали с военнопленными, с осквернителями гаремов. С исторической точки зрения адресовать это высказывание женщине бессмысленно. Что касается запретности мата, то изначально эта лексика табуирована как атрибут культа. С приходом христианства на это табу наложились религиозные и социальные запреты на интерес к плотскому».
Александр Буцких, психотерапевт: «Использование мата эквивалентно публичному обнажению. Знаете, в Академгородке идешь мимо нудистского пляжа — тишина! Идешь мимо городского пляжа — а там гопники в трусах до колен громко орут матом. Невольно думаешь: может быть, им лучше трусики снять и так удовлетворить свое естественное желание к эксгибиционизму? Глядишь, и успокоились бы, а так им приходится компенсировать символическим актом ругани.
Лично я к мату отношусь спокойно — если он используется по ситуации человеком, владеющим речью. Признаюсь, и сам использую, — а вот ребенок у меня не использует и даже в садике не научился.
Что касается мата в культуре, то это — часть языковой революции, размывания норм, утраты прежних эталонов речи. Похожее происходило в западной культуре в 50-е годы, когда язык улицы проникал в литературу и кино. И в случае с матом очень заметно расслоение — его позволяют себе либо представители интеллектуальных кругов, богемы и так далее, либо люди низкой культуры. Средний класс наоборот чурается произведений, в которых ругаются. Это позиция зарождающейся буржуазной культуры: дома я могу переспать со своей служанкой, но на людях все должно быть прилично».
Елена Полякова
Кстати вопрос то давно существует, а мнение форумчан никто не спрашивал даже, поэтому ответа всего два, да и нет.
[23.04.11] Отборный мат без цензуры зазвучал с экрана кинотеатров в Новосибирске
В апреле учрежденная министерством культуры России премия «Инновация» досталась произведению, название которого — «Х… в плену у ФСБ» — довольно затруднительно огласить в блоке культурных новостей на радио и ТВ. В апреле же на экраны страны вышла экранизация «Generation П», в которой без купюр ругаются матом. Впрочем, кинозрители уже приучены к мату в храме киноискусства благодаря регулярным гастролям Гоблина — первого отечественного переводчика фильмов, признавшего, что человек с только что оторванной ногой кричит вовсе не «Черт побери!». Корреспондент НГС.НОВОСТИ спросила у деятелей культуры и науки: заметили ли они, что с экрана и сцены мат стал раздаваться чаще, и как они к этому относятся?
Справка: Нецензурная брань в общественном месте попадает под статью 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях — «мелкое хулиганство», за которое полагается штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Сергей Афанасьев, художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра: «Рискуя попасть в список нафталиновых режиссеров, скажу, что мат в присутствии женщин и детей недопустим. То, что русский язык достаточно богат, чтобы выразить весь спектр эмоций, уже доказали сотни писателей и режиссеров. Безусловно, мат — часть русского языка, не мы ее придумали, не нам ее и отменять. Можно рассказать в теплой компании матерный анекдот, когда на тебе не лежит просветительская миссия.
Я служил в армии и могу сказать ответственно, что там без мата не обойтись — в экстремальной ситуации, когда нужно емко выразиться в сжатые сроки.
В других случаях это вульгарность и профессиональное бессилие, которые в последние годы все более заметны из-за засилья попсы и дилетантизма. Этим грешат и большая часть современной драмы, и юмористические программы».
Николай Спирин, член юмористического клуба НГУ «Контора братьев Дивановых»: «Мое отношение — отрицательное. Я перестал из-за этого смотреть Comedy Club. Я не против рискованных шуток в кругу друзей, но я не могу материться со сцены, потому что представляю себе в зале маму — и становится стыдно. Когда я смотрю Comedy Club и рядом оказывается взрослый человек, мне точно так же стыдно перед ним. Написать пошлую шутку, над которой зал гарантированно поржет, легко. Но это быстро приедается».
Олег Тофанюк, исполнительный директор кинотеатра «Победа»: «Мое личное отношение сложное. С одной стороны, я против публичного мата и не хочу, чтобы это слушали дети. С другой стороны, дети эти выражения уже знают и услышали их вовсе не со сцены и не с экрана. Есть воля автора, который решает, оправдан ли мат художественно, и есть свободная воля читателя или зрителя знакомиться или не знакомиться с этим произведением.
Если говорить о кино, то, скажем, в «Generation П» мат идет от литературного первоисточника. В переводах Гоблина же мат — попытка адекватно передать то, что уже есть в англоязычной версии».
Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии: «Мое отношение — отрицательное без нюансов. Это заведомое и сознательное снижение культурного уровня. Никакие творческие задачи не дают художественного оправдания мата. Рассуждать о хорошем и плохом сквернословии — все равно что обсуждать бывает ли хорошее и плохое убийство.
В самом слове «сквернословие» уже заложено определение того, что это — скверно.
Возможно, я воспользуюсь уже вышедшими из обихода словами, но нужно понимать, что такое «прилично» и «неприлично». И когда значительная часть общества прошла через казарму или исправительное учреждение, когда в семьях нет нравственного воспитания, «неприличное» становится нормой».
Александр Чиркин, лидер панк-группы «Путти»: «В нашем языке мат частенько используется, и от этого никуда не деться. С экрана и сцены… есть же или должны быть чисто возрастные ограничения, как «кино до 16». Мат хорошо, когда в тему. Ну а шума вокруг этого много — так это от того, что делать особо нех…, вот и придумывают сами себе занятие».
Галина Мандрикова, доцент кафедры филологии НГТУ, к.филол.н.: «Использование инвективной лексики в театре активно практиковалось с середины 90-х, сейчас эта тенденция уже спадает. Есть две точки зрения на использование мата, например, в драматургии. Первая — мат помогает отобразить жизнь как она есть. Но есть и вторая точка зрения, к которой я склоняюсь: в языке достаточно средств, которые позволяют, не ретушируя жизнь, все-таки передавать ее без мата. А мат, скорее, свидетельствует о желании привлечь эпатажем публику, которой сам театр не интересен. Есть и еще одна функция мата, к которой прибегают деятели шоу-бизнеса в телевизионных интервью, — демонстрация «я могу себе это позволить».
Происхождение мата уходит корнями в мифологию. Мужские воинские ритуалы, которые традиционно включают брань. Земледельческая магия, призванная, например, подготовить землю к оплодотворению и рождению урожая.
Почему, например, посылают на …? Изначально это выражение применялось только к мужчине и означало буквальную угрозу соответствующего унижения. Сейчас это сохранилось только в тюремной культуре, а в древности было распространено: так поступали с военнопленными, с осквернителями гаремов. С исторической точки зрения адресовать это высказывание женщине бессмысленно. Что касается запретности мата, то изначально эта лексика табуирована как атрибут культа. С приходом христианства на это табу наложились религиозные и социальные запреты на интерес к плотскому».
Александр Буцких, психотерапевт: «Использование мата эквивалентно публичному обнажению. Знаете, в Академгородке идешь мимо нудистского пляжа — тишина! Идешь мимо городского пляжа — а там гопники в трусах до колен громко орут матом. Невольно думаешь: может быть, им лучше трусики снять и так удовлетворить свое естественное желание к эксгибиционизму? Глядишь, и успокоились бы, а так им приходится компенсировать символическим актом ругани.
Лично я к мату отношусь спокойно — если он используется по ситуации человеком, владеющим речью. Признаюсь, и сам использую, — а вот ребенок у меня не использует и даже в садике не научился.
Что касается мата в культуре, то это — часть языковой революции, размывания норм, утраты прежних эталонов речи. Похожее происходило в западной культуре в 50-е годы, когда язык улицы проникал в литературу и кино. И в случае с матом очень заметно расслоение — его позволяют себе либо представители интеллектуальных кругов, богемы и так далее, либо люди низкой культуры. Средний класс наоборот чурается произведений, в которых ругаются. Это позиция зарождающейся буржуазной культуры: дома я могу переспать со своей служанкой, но на людях все должно быть прилично».
Елена Полякова
Кстати вопрос то давно существует, а мнение форумчан никто не спрашивал даже, поэтому ответа всего два, да и нет.
4 кило ОГАСИ
Я верю, здесь собрались умные, высокоморальные и образованные люди... Остальные идут нах...
В каждом русском живёт «Аватар». Только выпьешь водки – и сразу становишься добрый и синий. А ещё тебе кажется, что ты большой, сильный и очень ловкий.
Я верю, здесь собрались умные, высокоморальные и образованные люди... Остальные идут нах...
В каждом русском живёт «Аватар». Только выпьешь водки – и сразу становишься добрый и синий. А ещё тебе кажется, что ты большой, сильный и очень ловкий.