Почему в Хакасии резко снизились темпы строительства? Кто срывает сдачу домов и вынуждает застройщиков проводить многочисленные экспертизы? Зачем нужна была новая структура - АУ "Государственная экспертиза РХ"? Ответы на больные вопросы – в журналистском расследовании ИА «Хакасия».
В последнее время в Хакасии значительно снизились темпы строительства. Точнее, формально все находится примерно на прежнем уровне, но появляются в основном дома не выше трех этажей, а вот многоэтажки начинают строиться все меньше и меньше. Особенно это заметно в столице республики – огороженные территории под многоквартирные дома сиротливо сереют за заманчивыми баннерами с рекламой того, что здесь вскоре будет – дом с подземной парковкой, торговый центр, фитнес-клуб…Вот только все чаще в обозначении даты сдачи дома либо несоответствие действительности, либо прочерк – многие из подрядчиков уже и не берутся прогнозировать, когда такое необходимое бурно развивающемуся Абакану жилье будет сдано в эксплуатацию.
Причина такого туманного будущего банальна для региона, в котором сравнительно недавно поменялась власть, - с приходом обновленного состава кабинета министров РХ многие структуры подверглись переделке. Не стало исключением и министерство по градостроительной и жилищной политике РХ, правда, спустя год после того, как республику возглавил новый глава. «Переделка» ведомства заключалась в том, что в отдельную структуру – автономное учреждение – было выделено такое подразделение как «Государственная экспертиза РХ» (Постановление правительства РХ от 10 февраля 2010 г). Возглавил новое ведомство «варяг» из числа «красноярского десанта» некий Илья Жуков.
После выхода «Государственной экспертизы» из минграда с выдачей разрешений на строительство многоэтажек начали происходить странные метаморфозы.
Здесь стоит сделать отступление и немного пояснить, что собой представляет такой важный документ как заключение экспертизы.
Начало строительства многоквартирного дома – это уже половина сделанного от задуманного. Прежде, чем приступить к строительству, застройщиками проводятся изыскания, запрашиваются технические условия на электричество, холодную и горячую воду, отопление. Только после этого создается проект, и документы передаются на экспертизу, где рассматриваются геологические изыскания грунтов, фундамент, проводится анализ на правильность применения технических требований действующих нормативных документов. Дается (или не дается) заключение, что проект годен, отвечает требованиям безопасности и проч.
Возвращаясь к теме нового учреждения. До появления загадочного АУ застройщикам удавалось получить экспертизу в среднем в течение месяца. Теперь сроки доходят до шести месяцев. Почему такое происходит – официально нам не захотел рассказывать ни один застройщик, включая муниципальные структуры. Неофициально – все связывают увеличение сроков с появлением нового ведомства. К слову сказать, с выведением госэкспертизы в отдельную структуру штат ведомства расширился. Казалось бы, для застройщиков созданы все условия. Однако на деле вышло наоборот: проект подается на экспертизу, где максимум через три месяца его должны вернуть с заключением. Спустя этот срок, документы возвращаются с поправками, как правило, со ссылкой на новые санпины. Проект подается заново, и снова лежит в новом учреждении по три месяца, затем опять возвращается с другими правками и так далее.
Застройщики вынуждены идти на хитрости – начинают строительство без разрешения, ведь даже от дольщиков до заключения экспертизы запрещено получать какие-либо средства, это противоречит Федеральному закону № 214.
Однако прокуратура и Госстройнадзор минграда РХ не дремлют и штрафуют строителей за самовольство. Если предприятие подвергается санкциям впервые, к ответственности привлекается только должностное лицо. Штраф, как правило, не превышает 30 тысяч. На это и рассчитывают подрядчики – уж лучше заплатить сейчас, чем потом терять от двух до шести миллионов – именно в такую копеечку выходит аренда земли под застройку за шесть месяцев простоя.
Хуже, когда застройщики подпадают под штрафные санкции во второй раз – наказывается юридическое лицо и штраф составляет уже в разы большую сумму.
На условиях анонимности один из застройщиков сообщил, что подобной ситуацией недовольны и в самом минграде, однако сделать ничего не могут – новая структура им уже не подчиняется. Получается, из-за одного ведомства страдают застройщики, подрядчики, дольщики, простые покупатели недвижимости, муниципалитеты.
Зачем затягиваются сроки получения экспертизы – отвечать прямо на этот вопрос никто не захотел. Однако выводы напрашиваются сами собой – в среднем экспертиза нового проекта обходится в 300-400 тысяч рублей. Экспертиза дома в 90 квартир вторичного применения обойдется примерно в 50 тысяч.
Если первичная экспертиза не выдается из-за несоответствия установленным стандартам, назначается вторичная. Чтобы ее получить, нужно доплатить 30% от стоимости экспертизы. Если и со второго раза проект вызывает у «Госэкспертизы» лишь брезгливое «фи!», потребуется третья экспертиза и так далее.
30% от 400 тысяч – это 120 тысяч, итого 520 тысяч. И это только за один проект и при условии, что со второго раза его все-таки одобрят.
Прибавьте сумму за аренду, которая, как мы уже говорили выше, обходится она от двух до шести миллионов. Возьмем среднее - три млн рублей. Итого – 3 млн 520 тысяч – такую сумму должен заплатить застройщик за получение экспертизы на один дом. Крупных фирм-подрядчиков, специализирующихся на строительстве многоэтажных домов, в Хакасии мы насчитали около 10. Каждый строит в среднем от одного до пяти домов в год. 3 млн 520 тысяч * 3 (опять берем среднее) = 10 млн 560 тысяч, умножаем на количество фирм – 10 = 105,6 млн - столько в среднем все застройщики теряют еще до начала строительства. Не слишком ли дорогие дома для такого небольшого региона? И не повлечет ли волокита в госэкспертизе повышение стоимости квадратного метра, после чего, в конечном итоге, опять пострадают простые обыватели?
www.19rus.in...58.html#loop
Делай добро. Зло, к сожалению, само получится.