15 Декабря 2009, 03:20 | Оценка: нет оценки
В пятницу Госдума приостановила на 2010 год выплаты из федерального бюджета по ряду социальных статей.
На регионы полностью перекладываются выплаты компенсаций за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях, а также отменяется оплата стоимости путевок детей военнослужащих из федерального бюджета.
Политика сбрасывания части расходов с федерального бюджета на региональные продолжается и в условиях кризиса, несмотря даже на то, что региональным бюджетам в кризисный период справляться со своими расходами все сложнее. Так, например, задолженность бюджета Московской области, по некоторым оценкам, превысила 150 млрд. руб. В других субъектах РФ дела немногим лучше. Перенос на плечи региона части федеральных расходов может стать непосильным грузом для дефицитных бюджетов. Тем не менее в пятницу Госдума приняла в третьем чтении закон «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов РФ», который закрепляет отказ федерального Центра от части социальных выплат.
Главными пострадавшими от такой экономии окажутся семьи с детьми. Закон приостанавливает софинансирование расходов региональных бюджетов по выплате компенсаций за содержание ребенка в детских дошкольных образовательных учреждениях, а также в части оплаты стоимости путевок детям военнослужащих, сотрудников МВД и таможни. В первом случае речь идет о полном переносе на региональные бюджеты расходов по дошкольным образовательным учреждениям, во втором, как объясняет член думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева, о приравнивании детей военнослужащих к обычным детям. При этом, согласно пояснительной записке к закону, правительство предполагает окончательно передать регионам полномочия по организации отдыха детей. «Функция финансирования всего санаторно-курортного обслуживания детей изъята из Фонда социального страхования, и теперь федеральный бюджет перекладывает эту функцию на субъекты Федерации», – объясняет закон Дмитриева. В таких условиях фактически можно говорить о сокращении выделяемых средств на социальную поддержку детей военнослужащих.
Перенос социальных расходов на региональный уровень Дмитриева связывает не столько с нынешним кризисом, сколько с политикой монетизации, которая началась в 2005 году. Правительство, по ее мнению, вольно или невольно придерживается принципа «поиграл и бросил». В 2006–2007 годах в центр социальной политики было поставлено материнство и стимулирование рождаемости. Следущий год пройдет под знаком роста пенсий, а кампания поддержки материнства и детства больше не актуальна. Поэтому она постепенно сворачивается, замечает депутат.
Перенос на региональные бюджеты части федеральных расходов может иметь серьезные социально-экономические и даже политические последствия, считают эксперты. «Региональные бюджеты находятся в тяжелом состоянии. В прошлом году они удержались на плаву только потому, что были резко увеличены трансферты, увеличена финансовая поддержка федерального Центра, – рассказывает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – В 2010 году финансовая поддержка регионов резко сокращается на 23,8%, это 350 миллиардов рублей, в реальном выражении с учетом инфляции это более 30%». И когда кризис продолжается, когда бюджетные доходы регионов ограниченны и продолжают сжиматься, сбрасывание на регионы федеральных расходов усугубляет социальный кризис и провоцирует его переход из социально-экономической плоскости в политическую – особенно в тех регионах, где нет экспортных металлургических и нефтяных производств. Любая льгота, положенная военнослужащему и его семье или детям, – это статья расходов именно федерального бюджета. «Военнослужащие служат не Мурманской области или Татарстану, они служат всей стране», – говорит Делягин.
Федеральный бюджет, по словам Дмитриевой, благодаря принятому закону сэкономит немного, поскольку речь идет о нескольких десятках миллиардов рублей. «Все это по отношению к федеральному бюджету незначимые, на мой взгляд, суммы», – рассуждает член думского комитета. «Федеральный бюджет имеет неиспользуемые остатки средств на своих счетах порядка 5,2 триллиона рублей, поэтому я не думаю, что такая экономия имела бы для него ощутимое финансовое значение», – говорит Делягин.
На регионы полностью перекладываются выплаты компенсаций за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях, а также отменяется оплата стоимости путевок детей военнослужащих из федерального бюджета.
Политика сбрасывания части расходов с федерального бюджета на региональные продолжается и в условиях кризиса, несмотря даже на то, что региональным бюджетам в кризисный период справляться со своими расходами все сложнее. Так, например, задолженность бюджета Московской области, по некоторым оценкам, превысила 150 млрд. руб. В других субъектах РФ дела немногим лучше. Перенос на плечи региона части федеральных расходов может стать непосильным грузом для дефицитных бюджетов. Тем не менее в пятницу Госдума приняла в третьем чтении закон «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов РФ», который закрепляет отказ федерального Центра от части социальных выплат.
Главными пострадавшими от такой экономии окажутся семьи с детьми. Закон приостанавливает софинансирование расходов региональных бюджетов по выплате компенсаций за содержание ребенка в детских дошкольных образовательных учреждениях, а также в части оплаты стоимости путевок детям военнослужащих, сотрудников МВД и таможни. В первом случае речь идет о полном переносе на региональные бюджеты расходов по дошкольным образовательным учреждениям, во втором, как объясняет член думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева, о приравнивании детей военнослужащих к обычным детям. При этом, согласно пояснительной записке к закону, правительство предполагает окончательно передать регионам полномочия по организации отдыха детей. «Функция финансирования всего санаторно-курортного обслуживания детей изъята из Фонда социального страхования, и теперь федеральный бюджет перекладывает эту функцию на субъекты Федерации», – объясняет закон Дмитриева. В таких условиях фактически можно говорить о сокращении выделяемых средств на социальную поддержку детей военнослужащих.
Перенос социальных расходов на региональный уровень Дмитриева связывает не столько с нынешним кризисом, сколько с политикой монетизации, которая началась в 2005 году. Правительство, по ее мнению, вольно или невольно придерживается принципа «поиграл и бросил». В 2006–2007 годах в центр социальной политики было поставлено материнство и стимулирование рождаемости. Следущий год пройдет под знаком роста пенсий, а кампания поддержки материнства и детства больше не актуальна. Поэтому она постепенно сворачивается, замечает депутат.
Перенос на региональные бюджеты части федеральных расходов может иметь серьезные социально-экономические и даже политические последствия, считают эксперты. «Региональные бюджеты находятся в тяжелом состоянии. В прошлом году они удержались на плаву только потому, что были резко увеличены трансферты, увеличена финансовая поддержка федерального Центра, – рассказывает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – В 2010 году финансовая поддержка регионов резко сокращается на 23,8%, это 350 миллиардов рублей, в реальном выражении с учетом инфляции это более 30%». И когда кризис продолжается, когда бюджетные доходы регионов ограниченны и продолжают сжиматься, сбрасывание на регионы федеральных расходов усугубляет социальный кризис и провоцирует его переход из социально-экономической плоскости в политическую – особенно в тех регионах, где нет экспортных металлургических и нефтяных производств. Любая льгота, положенная военнослужащему и его семье или детям, – это статья расходов именно федерального бюджета. «Военнослужащие служат не Мурманской области или Татарстану, они служат всей стране», – говорит Делягин.
Федеральный бюджет, по словам Дмитриевой, благодаря принятому закону сэкономит немного, поскольку речь идет о нескольких десятках миллиардов рублей. «Все это по отношению к федеральному бюджету незначимые, на мой взгляд, суммы», – рассуждает член думского комитета. «Федеральный бюджет имеет неиспользуемые остатки средств на своих счетах порядка 5,2 триллиона рублей, поэтому я не думаю, что такая экономия имела бы для него ощутимое финансовое значение», – говорит Делягин.
Да освятит тебя своей божественной дланью Летающий Макаронный Монстр.