Впрочем, эксперты говорят: большая часть системы бесплатной медицины уже давно уничтожена.
Рассказывает доктор медицинских наук, академик РАЕН Александр Редько: «Платная медицина в нашей стране появилась одновременно с понятием «медицинская услуга». Вообще, любая услуга – это платная помощь. Тема введения платного здравоохранения и системы платного медицинского страхования мне видится совершенно неприемлемой для России. Это доказано и на сторонних примерах. Скажем, страховая система во Франции по международным системам сравнения на 12 пунктов хуже, чем государственная в Италии. Такая же история происходит при сопоставлении Германии с Англией, в последней – государственное здравоохранение. При сравнении США с Канадой получаем данные, что в последней медицина лучше на порядок. Америка же вообще находится на 53-ем месте в мире по качеству здравоохранения. А Россия почему-то находится на 119 месте в рейтинге 128 стран…
До ввода страховой медицины мы находились в десятке лидеров по данному показателю, так что все эти реформы проводились для разрушения одной из лучших в мире систем здравоохранения. С 90-ых годов качество оказания медпомощи в стране неуклонно ухудшается. Почему же у нас растет постоперационная летальность, смертность от управляемых причин, почему заболеваемость теми же сердечно-сосудистыми заболеваниями за последние 15 лет выросла в России на 86%, число случаев онкологии выросло на 38%?
На сегодня 92% жителей Петербурга недовольны здравоохранением в городе. Почему у нас так страдает первичная медицинская помощь? Потому что из 3,5 триллионов бюджетных рублей (затраты на медицину в 2017 году с учетом консолидированного бюджета – прим. ред.), идущих на здравоохранение ежегодно, 42% уходит на содержание и обслуживание новых центров высоких технологий. Но помощь в них получают не более 1% населения (министр Скворцова называет цифру 5%, опытные работники здравоохранения – 0,5%).
Неудивительно, что у нас с 2000 года из 4900 центральных районных больниц осталось всего 460, то есть менее 10%. Закрыты станции скорой помощи, около 3000 поликлиник. В конечном счете, наша первичная медицинская помощь схлопнулась – за исключением крупных городов. И софинансировать медуслуги сегодня значит увеличивать очереди. Человек, который заплатил деньги, он же пройдет без очереди. А те, кто сидит в очереди, будут вынуждены ждать еще дольше.
Кто-то считает, что лечить людей задаром нельзя. Я же хочу заявить прямо противоположное: сегодня любой коммерсант, который берет с вас деньги за услугу, заинтересован в том, чтобы вы несли ему деньги постоянно. При советской власти врач получал оклад, не зависящий от количества принятых больных – работала чисто врачебная этика. За хорошо выполненную работу врач повышал свою категорию и, соответственно, получал надбавку к окладу. Сегодня же врачи выживают исключительно за счет переработок. И когда Скворцова объявляет о том, что нам сегодня не хватает 800 тыс. медсестер, 200 тыс. врачей – зачем же она тогда больницы и поликлиники закрывает?
Даже в 90-ые годы у нас денег на здоровье выделялось в 10 раз меньше, а показатели были в разы лучше. И на этом фоне еще требовать деньги с народа – это просто стыдно и неприлично. Похоже, у нашего правительства действительно есть серьезные задачи, но они не отвечают интересам населения России. Считаю, что здравоохранение должно быть обеспечено государством на 100%, а посредника в виде частных страховых компаний надо убирать из этой системы. Если мы, конечно, хотим выжить», – подытожил Редько.
Частные лавочки-страховые конторы в системе ОМС, «оптимизация» медучреждений, резкое сокращение медиков-узких специалистов, равно как и набора реактивов для бесплатных анализов и даже довольно простого оборудования первой необходимости (вроде аппаратов УЗИ- и рентген-диагностики), новые регламенты работы терапевтов и скорой помощи с населением спровоцировали лавину гневных обращений в Минздрав. Пока чиновники отмалчивались и рисовали красивые отчеты, общественное движение «Молодые юристы России» запустило интернет-проект доступнаямедицина рф, на котором каждый гражданин может в удобной форме оставить жалобу на нарушение его законных прав на своевременную бесплатную медпомощь. Этот независимый портал является отличным индикатором, показывающим «среднюю температуру по больнице» в нашем здравоохранении.
«В 2013 году Президент в своем послании отметил необходимость гражданского контроля за здравоохранением. Никто не торопился реагировать на его слова, и общественное движение «Молодые юристы России» вышло с предложением – создать портал, на котором бы аккумулировались обращения граждан, по которым затем бы готовились адресные запросы в контролирующие органы, а людям давались бы конкретные юридические советы. Сначала мы провели большую аналитическую работу, а с 2015 года проект заработал в полную силу», – рассказал корреспонденту РИА Катюша директор по развитию системы мониторинга «Доступная медицина» юрист Руслан Гайнутдинов.
«В большинстве случаев мы получаем отписки от чиновников из департаментов здравоохранения, и, если тема не получает широкого информационного резонанса, проблема гражданина, как правило, остается нерешенной. Например, от депздрава Москвы мы не получили ответа ни на одну (!) из 358 жалоб за 2017 год», – сообщила пресс-секретарь проекта Евгения Моткова.
Всего с момента старта «Доступной медицины» было получено более 12 тыс. жалоб от граждан на несоблюдение их конституционных прав в сфере здравоохранения, из которых около 4 тыс. ушло в корзину из-за отсутствия конкретики, неподтвержденных данных и невозможности их перенаправления в органы власти. Молодые юристы подходят к делу ответственно и принимают в разработку только реально подтвержденные случаи по четырем основным типам проблем: неполучение (оказание недостаточной или ошибочной) медпомощи в аптеке, поликлинике, больнице либо при вызове врача на дом. «Доступная медицина» поделилась статистикой за 2017 год по самым проблемным регионам, наиболее типичным жалобам, а также вызвавшим нарекания медучреждениям.
Самые популярные проблемы:
1. Длинные очереди к врачу/на процедуру/в регистратуру 1049
2. Трудно записаться на прием/на процедуру 412
3. Отказываются обслуживать в поликлинике 315
4. Мне нагрубили сотрудники поликлиники 266
5. Невозможно дозвониться до поликлиники 106
6. Бригада скорой помощи долго ехала или не приехала вообще 99
7. Не назначают анализ/процедуру 98
8. Меня не кладут в больницу 95
9. Отсутствует льготное лекарство, предусмотренное по рецепту 84
10. Отсутствие лекарственного средства 79
11. Потеряли мои медицинские документы 52
12. Невозможно дозвониться до больницы 21
Проблемы примерно одинаковые и в столицах, и в регионах: от Твери до Новосибирска, от Рязани до Самары. Кстати, медучреждения Санкт-Петербурга встречаются в этом антирейтинге постоянно. И это там, где медпомощь еще есть (т.е., в основном, в областных центрах: в райцентрах и волостях большинство ЦРБ, как уже сообщалось, сократили или "оптимизировали” так что деревенские жители, по факту, могут получить полноценную медпомощь, только добравшись в областную больницу и отстояв многочасовую очередь за талончиком к врачу).
Есть в базе данных «Доступной медицины» и истории потерпевших от нашей системы здравоохранения, многие из которых по-настоящему шокируют (здесь инфоповоды тщательно проверяются, т.е. «фейки» исключены).
Вот лишь несколько вопиющих случаев:
В Калуге скончался 8-месячный ребенок, которого 2 часа не могли госпитализировать.
На портал «ДоступнаяМедицина рф» поступила жалоба от жительницы г. Калуга. По ее словам, равнодушие и нерасторопные действия бригады скорой помощи стоили жизни ее 8-ми месячному сыну. В течение более чем двух часов после вызова бригады ребенку, который находился в тяжелом состоянии, не было оказано никакой помощи. В Детской городской больнице (Калуга, ул. Салтыкова-Щадрина, д 13), куда первоначально был госпитализирован пациент, его отказались принимать и перенаправили в Калужский областной специализированный центр инфекционных заболеваний и СПИД (Калуга, ул. Грабцевское шоссе, д. 115). Местные специалисты при этом удивлялись, почему ни дома, ни в Детской больнице пациенту никак не помогли. Через несколько минут после госпитализации ребенок скончался. Как выяснилось после вскрытия, причиной смерти сына обратившейся стали двухсторонняяпневмония и отек мозга.
В Москве мужчина скончался в очереди в приемном отделении Боткинской больницы.
На портал «ДоступнаяМедицина рф» поступила жалоба от жительницы Москвы. По ее словам, нерасторопность врачей приемного отделения Боткинской больницы (2-й Боткинский проезд, д. 5) послужила причиной смерти ее мужа.
14 августа бригада скорой помощи поставила предварительный диагноз мужу «двусторонняя пневмония» и отправила в Боткинскую больницу на госпитализацию. Попав в 12:00 в приемное отделение, больной в тяжелом состоянии четыре часа находился в очереди к терапевту, на рентген и кардиограмму. На просьбу жены ускорить процесс, ей в жесткой форме было заявлено, что «здесь больница, здесь всем плохо».
«Муж перестал дышать у меня на руках в коридоре перед кабинетом врача, только после этого его повезли в реанимацию, где он провел 20-30 минут и мне сообщили, что не смогли ничего сделать. Смерть была установлена в 16:05», сообщает порталу «ДоступнаяМедицина рф» Елена М., жена погибшего.
В Дзержинске мужчину выдворили из больницы после тяжелой операции.
На портал «ДоступнаяМедицина рф» поступила жалоба от жительницы г. Дзержинска Нижегородской области. По ее словам, 5 сентября ее муж был направлен в Больницу скорой медицинской помощи (ул. Пирогова, д. 8) с диагнозом флегмона для проведения операции по ее удалению. Не дав пациенту времени на реабилитацию, администрация медучреждения выставила его с кровоточащими швами из больницы, сославшись на отсутствие мест. Более того, теперь для проведения процедуры перевязки он вынужден самостоятельно добираться до поликлиники и несколько часов проводить в очереди.
В Иркутской области больница отказалась принимать пенсионерку 1938 г.р. без сознания.
На портал «ДоступнаяМедицина рф» поступила жалоба от жительницы г. Ангарска Иркутской области. По ее словам, 4 сентября ее бабушку 1938 г.р., потерявшую сознание, отказались госпитализировать в Больницу скорой медицинской помощи (22-й микрорайон, д. 23), сославшись на то, что «принимают они только пациентов с инфарктом». При этом никакого осмотра пациентки произведено не было. В результате скорая помощь отправилась с пенсионеркой в другие медучреждения, тем самым затянулось время, когда бабушка была без помощи. Госпитализировали ее в Городскую больницу N1 (86-й квартал, д. 12), пожилая женщина провела в дороге не менее часа.
В Новосибирске пенсионеру не могут вылечить гниющую ногу из-за отсутствия УЗИ-аппарата в больнице.
На портал «ДоступнаяМедицина рф» поступила жалоба от пенсионера из Новосибирска. По его словам, он в течение 480 минут не мог дозвониться до Городской клинической больницы №1 (ГКБ №1, г. Новосибирск, ул. Залесского, д. 6). Как сообщил в письме пострадавший, у него гниет нога, он долгое время пытался связаться с больницей, но так и не смог дозвониться. В итоге, он вызвал скорую помощь и был госпитализирован в ГКБ №1. Но там пенсионеру не смоги поставить диагноз, поскольку местный УЗИ-аппарат не подходит для подобной диагностики. Врачи предлагают пациенту провести диагностику на другом аппарате за деньги.
В Советской Гавани отказываются лечить детей.
На портал «ДоступнаяМедицина рф» поступила жалоба от жителя города Советская Гавань Хабаровского края. По словам обратившегося, поступающих в детское отделение городской больницы пациентов (Советско-Гаванская районная больница, Ул. Ленина, д.8) отказывается принимать оториноларинголог. Таким образом, дети не могут получить необходимую медицинскую помощь. Кроме того, в больнице нередки случаи перебоев в обеспечении необходимыми медикаментами.
Координатором портала «ДоступнаяМедицина рф» было направлено обращение в Министерство здравоохранения Хабаровского края с требованием разобраться в ситуации и привлечь виновных к ответственности.
В Вологде врачи с четвертого раза смогли диагностировать у ребенка воспаление легких.
На портал «ДоступнаяМедицина рф» поступила жалоба от жителя г. Вологды. У его ребенка поднялась температура до 39,6°C, и он вызвал участкового врача из Вологодской детской городской поликлиники №5 (Ул. Казакова, д. 2). Врач провел осмотр и выписал лекарства, однако состояние ребенка не улучшилось. Повторный вызов врача также не принес результатов, и родителями было принято решение отвезти ребенка с температурой в поликлинику на прием самим. Был проведен уже третий осмотр, который также ни к чему не привел, взят ряд анализов. Когда обратившийся вернулся в поликлинику за результатами анализов и диагнозом, то принявший его врач лишь посоветовал вызвать врача еще раз. Отчаявшись получить помощь в поликлинике, родители вызвали бригаду скорой помощи, которая сразу же госпитализировала ребенка в больницу с диагнозом «воспаление легких». Задержка в оказании необходимой помощи поставила здоровье ребенка под угрозу, его пришлось поместить под капельницу.
Нижегородский Минздрав посчитал достаточным сделать выговор за нанесение телесных повреждений.
На портал «ДоступнаяМедицина рф» поступило обращение от Светланы Р.: «Забрала ребёнка под расписку из нижегородской больницы им. П.П. Кащенко в связи с тем, что они его били и привязывали к чему-то, имеются подтверждения и фото ссадин и телесных повреждений».
Мать пострадавшего сообщила, что получила ответ от Министерства здравоохранения Нижегородской области, в котором первый заместитель министра Ольга Ермилова назвала глубокие ссадины «расчесами», появившимися после фиксации ног и рук ребенка повязками. Далее она сообщает о наложении санкций на персонал, не доложивший о «расчесах», и предлагает Светлане по всем вопросам обращаться к главному врачу Людмиле Афанасьевой или по телефону.
Министерство здравоохранения Нижегородской области не стало разбираться в ситуации и встречаться лично с матерью.
Ну что, бабушка, потеряла глаз? – хирург в Ессентуках «поиздевался» над ветераном ВОВ.
Сайт телеканала «Звезда» связался с руководителем пресс-службы «Молодых юристов России» Евгенией Мотковой, которая подтвердила издевательства над 88-милетней пенсионеркой. «На медицинский портал поступила жалоба от жителя Минеральных Вод. Внучка пострадавшей сообщает, что 88-милетней пенсионерке и участнице войны была проведена неудачная операция по удалению катаракты в Ессентукской ЦРБ. Сразу после операции хирург Кирилл Максимов зашел в палату со словами: "Ну что, бабушка, потеряла глаз?”, дал женщине три подзатыльника и предложил заменить глаз на протез», – рассказывает Моткова.
«Наша главная проблема – это нежелание идти на контакт и разбираться в проблемах граждан не только со стороны чиновников, но и контролирующих органов – в частности, прокуратуры. Но постепенно мы налаживаем контакты с регионами, с представителями Следственного комитета, есть надежда на положительную динамику в решении проблем», – отмечает после обсуждения грустных реалий Евгения Моткова.
«За годы работы проекта я сделал вывод, что это не истории отдельных российских врачей или учреждений – это системная проблема всей нашей медицины. После распада СССР идет явная тенденция на уменьшение ее доступности, проблемы граждан решаются только точечно, и пока не видно никаких предпосылок для кардинальной смены ситуации», – признается Р.Гайнутдинов.