Суверенитет на продажу
Алексей Мазур, 13 октября, 04:08
Проблемы как отдельных людей, так и целых государств нередко объясняются неправильной расстановкой приоритетов. Что у нас, по факту, объявлено высшим приоритетом? Рост ВВП. Еще недавно я шутил, что мы можем легко увеличить ВВП, разрешив китайцам строить в Сибири китайские заводы с китайскими рабочими. Увы, в период кризиса наше правительство пошло именно этой дорогой.
В Нью-Йорке президент Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао одобрили Программу сотрудничества на 2009-2018 годы между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР, о чем сообщает газета «Ведомости». На пути превращения Дальнего Востока и Сибири в китайскую провинцию тем самым пройдена, быть может, точка невозврата. Но зато существующая правящая элита сможет наполнить собственные карманы и российский бюджет – для сохранения стабильности и контроля.
У государств бывают разные этапы в развитии. Литва, Польша и Россия веками вели борьбу за господство над восточно-европейской равниной и её славянским населением. Сегодня трудно представить, что граница между Литвой и татарами проходила по Днепру. В девятнадцатом веке двадцатитысячный англо-французский экспедиционный корпус ходил по Китаю и брал императорские дворцы, а плодами ослабления Китая пользовалась Россия, «прирезая» себе всё новые территории по новым договорам. Рост России за счет Китая шел вплоть до двадцатого века, когда аннексии Манчжурии помешала поднявшаяся Япония.
И вот теперь растет Китай. Если в начале двадцатого века население России было в два раза меньше, чем население Китая, то теперь – в десять. Двадцать лет назад мы обгоняли Китай по ВВП в два раза, теперь отстаем в пять.
В отличие от России, Китай уверенно решает стоящие перед ним задачи, научившись верно расставлять приоритеты. Мы можем не волноваться – в этих приоритетах нет задачи завоевать Сибирь и Дальний Восток. Есть задача - освоить. А потом, много позже, вопрос о признании Сибири и Дальнего Востока китайским станет просто вопросом признания всем очевидного факта.
Еще одно отличие китайской политической элиты от российской – это горизонт планирования. Китайцы ведут политику, просчитанную на десятилетия, если не столетия. Российской элите день бы прожить, да ночь продержаться – ведь каждый день это миллионы долларов, текущих по контролируемым трубам.
Теперь почитаем, какое же сотрудничество с Китаем нам предлагается. «Практически все проекты на территории России основаны на добыче дальневосточного и восточносибирского сырья. Россия готова отдать в совместную разработку месторождения каменного угля, железной руды, драгоценных металлов, апатитов и молибдена. Китайцы же будут создавать на северо-востоке КНР производство олова, свинца, мебели, огнезащитных дверей, различной техники, медных листов и кирпича». То есть, правительство оказалось даже хуже, чем я предполагал в своей шутке. Китайцев в основном даже не заставили строить на нашей территории предприятия, позволив вывозить сырье. Мол, в Сибири мало рабочих рук. Но… «Китайцы компенсировать нехватку рук готовы. Эта тема обсуждалась на двухдневном форуме правящих партий России и КНР – «Единой России» и Коммунистической партии Китая, рассказывает член генсовета «Единой России», участник форума Александр Коган. Китайцы согласны на предложение России строить на ее территории деревообрабатывающие заводы, делится он, но при условии, что на этих заводах будут работать китайские рабочие».
Заметьте – кто кому ставит условия. Почему мы не слышим условий вроде «мы позволим вам вывозить наш лес при условии его обработки на российских предприятиях»? То есть то, что китайские лесорубы валят наш лес, а китайские бизнесмены везут его по пока еще нашим дорогам в Китай – это в порядке вещей и ничем обуславливать такое положение вещей не надо. А вот заводы построить китайские – только с китайскими рабочими, и никак иначе.
Учитывая моральное состояние нашей политической элиты, и тот факт, что сформирована она почти стопроцентно из людей, целью которых является обогащение за счет государства, подобное соглашение не то что естественно, но и совершенно неизбежно. Мы видим, как действуют рейдеры на захваченных предприятиях. Если есть шанс посидеть подольше – вся продукция сбывается через подставные конторы, в которых «оседает» прибыль. Если такого шанса нет – предприятие набирает долги, продает не только уже выпущенную продукцию, но и ту, что предполагается выпустить в обозримом будущем, распродаёт основные фонды. То есть, рейдеры в этом случае присваивают уже не только текущую прибыль, но и само будущее существование предприятия.
Вот именно к этой стадии, похоже, перешло правительство России.
Давайте вглядимся повнимательнее в ближайшее будущее. Посреди сибирской тайги будут стоять современные производства, на которых будет перерабатываться сибирская древесина. Работать на заводах будут китайцы. Рубят сибирский лес уже китайцы. Всё это, до поры до времени, будет в стороне от крупных сибирских городов. Да и вообще – в стороне от российского населения. Вопрос – а кому от этого выгода? Ответ, вроде очевиден – предприятия будут отчислять налоги. Быть может, предприятия будут «кормить» отдельных чиновников. Быть может, часть из них, сами или через родственников, окажутся в числе учредителей корпораций по лесопереработке.
Налоги, как известно, поступают в бюджет. Кому принадлежит бюджет де-факто? Чиновникам. Крупным чиновникам. Они решают, что пустить на «социалку», что – на реализацию «проектов» типа Сочи-2014, а что – «умыкнуть». На «социалку» же наш правящий класс тратится постольку, поскольку «нужно сохранить контроль и стабильность». А проще говоря – собственную власть.
Смотрите, какая гениальная комбинация. Ничего не строим, не делаем – всё делают китайцы. А денежки капают нам. Разве не замечательно?
Но денежки не дают «ни за что». Что же Китай получает «взамен»? Доступ. Доступ к нашим ресурсам. Смотрим еще внимательнее. «Наши» они потому, что находятся на территории России. Суверенитет на территории России принадлежит многонациональному российскому народу (цитата из Конституции), а границу России охраняет армия, из этого народа состоящая. Поэтому китайцы будут платить, хотя все будут делать сами.
Итак, гениальная комбинация: ресурсы принадлежат российскому народу, разрабатывать их будут китайцы, деньги будут получать чиновники. И часть этих денег пойдет на обеспечение «контроля и стабильности», то есть – на сохранение права и дальше от имени российского народа продавать принадлежащее ему имущество.
Идёт торговля суверенитетом.
Прогноз на дальнейшее развитие очевиден. Китайское население Сибири будет расти (оно и сейчас растет), но благодаря труднодоступности сибирских ресурсов и население будет «труднодоступно». Начнут появляться китайские офисы, банки, фирмы. Русские, живущие в Сибири и на Дальнем Востоке, обнаружат, что китайская экономика лучше и мощнее, что деньги лучше держать в юанях, учить надо китайский и читать Жэминь-Жибао. Китай достаточно разумен и не будет пытаться «китаизировать» Сибирь насильно. Вопрос о присоединении Сибири и Дальнего Востока в самом Китае никто не станет поднимать – это слишком щекотливая тема. Но ослабление российского влияния будет проходить де-факто. Под флагом интеграции и углубления сотрудничества будет приниматься какое-нибудь смешанное законодательство, споры между хозяйствующими субъектами в Сибири начнут разбираться по месту регистрации фирм в Китае, на китайских предприятиях будет действовать китайская служба безопасности и т.д. и т.п. В случае дестабилизации в России в ближайшие сто лет, Сибирь и Дальний Восток могут вполне добровольно попроситься в состав Китая.
Все эти риски понятны и очевидны. Но нашей элите лишь бы день простоять да ночь продержаться.
tayga.info/c.../columns/24/
Да освятит тебя своей божественной дланью Летающий Макаронный Монстр.